podkarpatrus (podkarpatrus) wrote,
podkarpatrus
podkarpatrus

Русинская Колочава — взгляд из села во Вселенную


Русинская Колочава — взгляд из села во Вселенную

Автор: Александра САВИЦКАЯ


Историю всегда гипнотизировали масштабы. Чтобы привлечь ее внимание, нужны были свершения, отражающиеся на судьбах целых народов. Поэтому, если на ее страницы попадал полководец, это был завоеватель континентов, если деспот — то убивающий миллионами. Разглядеть простого человека ой как трудно в исторический микроскоп. В этом отношении труд, посвященный исследованию одного-единственного верховинского села Колочавы, явление беспрецедентное. Первая книга — «Шугаи» — посвящена последнему опришку Карпат Николаю Сюгаю (Николаю Шугаю), вторая — «Религия» — светочам колочавской религиозной жизни. Как рассказал автор книги — Станислав Аржевитин, следующая книга будет о школьной жизни села.

Когда берешь в руки массивный том десятитомной эпопеи, ощущаешь некоторое недоверие. Ну что можно написать об одном селе? Где те события, которые могут заинтересовать исследователя тектонических подвижек в судьбах людей?

Однако недоверие сменяется интересом, как только открываешь книгу. Перед тобой подлинные документы. Среди уникальных — рукопись колочавского дьяка Ивана Лугоша, написанная в 1747 году. Не менее привлекает обычная справка от чехословацкого чиновника за 1931 год, в которой окружной начальник ставится в известность, как проходило празднование дня рождения президента Масарика в Колочаве. Дотошный чиновник отдельно сообщает детали празднования в народной русской школе, в еврейском молельном доме, греко-католической школе и других заведениях села.

Рядом без комментария приводится и другой документ, ушедший в центр, — донесение командира жандармской станции. Всевидящее око служивого глядело на окружающий мир более внимательно. Его соколиный взор разглядел много занятных деталей, не увиденных простым чехословацким чиновником: «В богослужениях, которые отправлялись в христианских церквах, приняла участие незначительная часть местного населения. Участие школьников было обязательным.

На всех государственных и церковных строениях были вывешены государственные флаги. Украинские флаги нигде вывешены не были».

Подкарпатская Русь издавна было многонациональным и поликонфессиональным регионом. Наиболее долго правившая здесь католическая Австро-Венгрия проводила государственную политику, направленную на окатоличивание местного населения и его мадъяризацию. И хотя русины попали в жернова между католиками и протестантами, ведущими войны за власть между собой и за влияние на православных, они сумели сохранить и свою национальную идентичность, и веру предков. На этом пути им пришлось проявить немалую волю и упорство. Когда властительница Ужгородского замка А.Другет убедилась в том, что мирным путем поладить не получается, она разослала православным священникам письма с требованием явиться 24 апреля 1646 года в Ужгородский замок, куда были также приглашены венгерский католический епископ Якушич и монахи-иезуиты.

Это был хитрый план обманом и насилием провести религиозную унию сверху. В средневековой Европе было не до сантиментов — ослушников тогда повсеместно сажали на колья, привселюдно жгли на кострах. Это были массовые народные забавы, не вызывавшие протестов и даже привлекавшие отовсюду тысячи людей.

И все-таки, несмотря на полную зависимость православного духовенства от властительницы замка, из тысячи священников в назначенный день в Ужгород прибыло лишь… 63. Это были те, кто согласился на унию, чтобы улучшить свое незавидное экономическое положение. Однако верующие не приняли такого решения и назвали их предателями.

В этой исторической саге есть все — и драма отдельных людей, и величие жителей села. Из-за того, что автор для своего исследования смело избрал такой крохотный масштаб, происходит чудо — ты начинаешь ощущать себя соучастником исторического процесса, сопереживать, лучше понимать проблемы своих предков.

Прочитав книгу, соглашаешься с профессором Михаилом Болдижаром: «В книге С.Аржевитин исследует историю родного края, делает глубокий анализ церковно-межконфессиональных и межэтнических религиозных отношений в одном из самых больших сел не лишь на Мараморощине, а и во всей Республике Подкарпатская Русь, — селе Колочава, известном опришкинщиной, но и оригинальными междуконфессиональными отношениями на Верховине».
http://www.zn.ua/3000/3300/65303/

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments