ИЗВЕСТНЫЕ ПОДКАРПАТСКИЕ РУСИНЫ
Юрий Венелин
ВЕНЕЛИН (наст. фамилия - Гуца) Юрий Иванович (22.IV.(4.V).1802, с. Великая Тибава, Закарпатье - 26.III.(7.IV).1839, Москва) - историк, филолог, этнограф. Учился на филос. ф-те Львовск. ун-та. Ок. мед. ф-т Моск. ун-та (1829). Преподавал, работал врачом, в 1836-38 - инспектор жен. ин-тов в Москве. Чл. ОИДР (с 1833).
Науч. интересы В. были сосредоточены на изучении истории и культуры славян, преимущественно болгар. В монографии "Критические исследования об истории болгар" при изложении одного из ист. эпизодов В. коснулся содержания С. Характер изложения данной части исследования В. свидетельствует о том, что его специально не интересовали проблемы изучения С. Он свободно излагает свою предположит. концепцию о том, что упоминаемый в С. Боян - один из сыновей болг. правителя Владимира II, совершенно игнорируя высказанные к этому времени точки зрения, касающиеся этой темы. По мнению В., один из четырех сыновей Владимира II по имени Боян после смерти отца (931), получив "следующие ему доходы", обратился "к наукам словесным, а преимущественно к поэзии и музыке" (С. 263). Далее, согласуясь с известиями о Бояне в С., В. характеризует этого князя как поэта и певца. Он высказывает предположение, что упоминания о Бояне ("Начати же ся тъй п?сни по былинамь сего времени, а не по замышленЅю Бояню" и "О Бояне, соловЅю стараго времени...") относятся к сыну Владимира II. Слава Бояна как поэта была таковой, что он в представлении простого народа прослыл колдуном, о котором говорилось, что он мог превращать волков в людей и обратно. Однако здесь В. делает замечание, что, видимо, Боян был назван колдуном только в "метафорическом смысле". В. отмечает, что именно Боян Владимирович действительно мог "ристать" по тропе или дороге Трояновой, о чем упоминается в С., так как эта тропа находилась в Болгарской державе. Автор С. называет Бояна певцом "стараго времени", что вполне закономерно, а именование его "вещим" соответствует характеристике болг. князя. По мнению В., предшественник рус. барда не мог быть из среды 192 какого-либо др. слав. народа, кроме болг., так как именно болгары ранее всего приобщились к просвещению. Бояну был свойствен высокий слог и метафорич. выражения, поэтому и мог автор С. сказать, что он "воображением своим растекался по деревьям или ползал серым волком по земле и парил орлом по поднебесью". Каких-либо др. источников для характеристики князя Бояна как поэта В. не называет.
http://rusinpresent.narod.ru/gucaven.htm