podkarpatrus (podkarpatrus) wrote,
podkarpatrus
podkarpatrus

Республика Подкарпатская Русь: Боржавская узкоколейка отмечает 100-летний юбилей



Этот похожий на игрушечный тепловоз с вагончиками я впервые увидел в 80-х, когда ребенком побывал в Закарпатской области. Увы, прокатиться в вагоне ««Кушницької Анці» мне тогда не удалось.

Недавно, оказавшись в Закарпатье, хотел исправить это упущение. Но стоило взглянуть на железнодорожный состав, как желание путешествовать по узкоколейке у меня сразу пропало.

Встреча с детской мечтой состоялась в городе Иршава. Прибывший на станцию поезд состоял из весьма потрепанного тепловоза и всего одного вагона, мягко говоря, не сверкавшего чистотой. Поэтому я ограничился фотосъемкой этих «доходяг» и отправился на встречу с Денисом ДОБРА, директором Иршавского центра туризма и экскурсий и большим патриотом Боржавской узкоколейки. Вот что рассказал Денис Иванович.

Кто она такая?

Свое прозвище узкоколейка получила от имени Анна, весьма популярного в карпатских предгорьях. «Анця» — закарпатский вариант уменьшительно-ласкательной формы этого имени. Открыли узкоколейку 23 декабря 1908 г. На церемонии присутствовал сам министр путей сообщения Венгерского королевства (составной части двуединой Австро-Венгерской монархии).

До этого жителям Закарпатья приходилось добираться, например, из Иршавы в город Берегово (расстояние между ними, честно говоря, пустяковое) сутками, а с появлением железной дороги этот путь сократился до 2 часов. Когда была построена Боржавская узкоколейка, жители горных сел получили возможность ездить на заработки в города, которые находились на равнине. Так что традиции закарпатского «заробитчанства», возможно, были заложены именно тогда.

Потом узкоколейка продолжала развиваться и благополучно существовала в Чехословацкой Республике, Венгерском королевстве и Советском Союзе. В «застойные» годы она возила пассажиров и грузы, обслуживая местные предприятия: Должанский лесокомбинат, Приборжавский завод стройматериалов, угольную шахту в Ильнице, Иршавский абразивный завод и Иршавскую мебельную фабрику.

Что с ней стало?

До 1994 г. по узкоколейке осуществлялось очень интенсивное движение до села Кушница. Сейчас там рельсы разобраны, и теперь локомотив с одним вагоном сначала едет из Иршавы в село Хмельник, там к нему цепляют еще два вагона и поезд идет в Виноградов. Из этого города в Хмельник поезд ходит пять раз в день — узкоколейка очень нужна жителям окрестных сел, общая численность населения которых составляет почти 15 тыс. человек. Особенно много пассажиров в воскресенье — в базарный день, когда все три вагона забиты до отказа. До Виноградова из Хмельника можно добраться и автомобильным транспортом, но это неудобно, поскольку маршрутка делает большой крюк.

Тепловозы и вагоны узкоколейки были построены в 70—80-х гг. Проблема в том, что на тепловозах стоят двигатели от танков Т-62, и они рассчитаны на большегрузные составы, а сейчас локомотив тянет не больше трех вагонов — т. е. работает во многом вхолостую. Несмотря на возраст, этот подвижной состав можно реставрировать и ремонтировать в депо в Берегово, где есть соответствующая материальная база.

Как рассказал Денис Добра, «Укрзалізниця», на балансе которой находится Боржавская узкоколейка, считает ее убыточной и уже несколько раз предлагала эту дорогу закрыть. Однако, в соответствии с законом, сделать это можно только при согласии местных органов власти, а ни один депутат Иршавского, Виноградовского и Береговского районных советов, считает Денис Иванович, такое решение не поддержит.

Что дальше?

Денис Добра убежден, что у «Кушницької Анці» большой туристический потенциал. Уверенности директору Иршавского центра туризма придает то, что не один раз он катал туристические группы по узкоколейке и всегда наблюдал восторженную реакцию и детей, и взрослых, поскольку Боржавская дорога проходит по очень живописным местам.

Кроме того, не стоит забывать, что уже не первый год в Закарпатье зимой практически нет снега и несколько лыжных трасс бездействуют. Альтернативой может быть посещение замков в Ужгороде и Мукачево, но больше одного-двух раз туда не сходишь. Тут бы и пригодилась узкоколейка, которая к тому же дала бы Закарпатью не индивидуального, а группового туриста.

А как у соседей?

Недалеко от Украины в румынском уезде Марамуреш также есть узкоколейка, которая приходится ровесницей боржавской. Там три старых паровозика возят лес. Одновременно их владельцы создали парк исторической железнодорожной техники и по той же дороге возят туристов.

Активно используются исторические железные дороги и в Венгрии, а в Будапеште даже соревнования паровозов проводятся.

На стыке границ Украины, Словакии и Польши стоит городок Бещады (он на польской территории). Здесь тоже есть своя узкоколейка, которая проходит по очень красивым местам. И отбоя от туристов в Бещадах не знают, хотя их дорога работает только летом, а не круглый год, как Боржавская.

Что уже сделано?

Нельзя сказать, что в Закарпатье сидят сложа руки и ждут, пока проблема узкоколейки как-нибудь «рассосется». В прошлом году Денис Добра и заместитель председателя Закарпатской обладминистрации Федор Харута разработали программу реконструкции и развития Боржавской узкоколейки. Концепция делалась с прицелом на рассмотрение вопроса в Верховной Раде, но до этого дело не дошло.

Кроме того, в день столетия «Кушницької Анці» председатели райсоветов Берегово, Виноградово и Иршавы, а также некоторых сельских советов выступили с совместной инициативой сохранять и развивать Боржавскую узкоколейку. Сейчас Денис Добра добивается, чтобы их инициатива приобрела вид обращения к Закарпатскому облсовету. Когда документ увидит свет, Денис Иванович собирается направить его в ВР. А пока что «Кушницька Анця» продолжает оставаться в весьма непрезентабельном виде. Газета 2000

http://www.ua-reporter.com/novosti/48455

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments