podkarpatrus (podkarpatrus) wrote,
podkarpatrus
podkarpatrus

Categories:

Украинская труба «расширится»? Эксперты — о перспективах подписанного в Брюсселе документа


Украинская труба «расширится»? Эксперты — о перспективах подписанного в Брюсселе документа
 
Автор: Наталья Билоусова
Дата публикации: 25-03-2009

Появилась политическая воля к реформированию газового сектора, которой не было 17 лет. Если так будет и дальше, то Украина построит в самом деле конкурентный и прозрачный газовый рынок, надеются эксперты...

 

Украина и Европейский Союз завизировали совместную декларацию об участии международных инвесторов в процессе модернизации отечественной газотранспортной системы. По мнению украинской стороны, документ поможет обновить транзитную систему, оставив ее при этом в собственности государства. Кроме того, подписание газовой декларации в Киеве расценили как свидетельство доверия со стороны ЕС и прекрасный шанс «прекратить все разговоры относительно ненадежности газотранспортной системы Украины». Неужели отечественную трубу и в самом деле модернизируют, сделают «прозрачной», и отбросят от нее посягательства россиян? О реальной значимости декларации и возможных практических последствиях её реализации «День» спросил у экспертов...

Владимир САПРЫКИН, директор энергетических программ Центра имени Разумкова:

— Если абстрагироваться от ЕС и России, то можно увидеть, что украинская власть заявила о существовании политической воли для реформирования газового сектора. Этой воли не было 17 лет! И, если сказанное подтвердится, то Украина начнет имплементацию газовых директив ЕС. Если их ещё и будут выполнять, то в Украине появится действительно конкурентный, прозрачный, газовый рынок. Относительно проблемных моментов встречи, то все заметили, как российская делегация хлопнула дверью. На мой взгляд, в данном случае существуют определённые нюансы. Не следовало готовить документы только в формате ЕС—Украина. Почему? Потому что, например, для увеличения транзитных возможностей Украины без диалога с Россией не обойтись. Следовательно, следует искать общий язык в формате треугольника Украина—ЕС—Россия.

Геннадий РЯБЦЕВ, заместитель директора научно-технического центра «Психея»:

— Подписание декларации — лишь первый шаг на пути реформирования ГТС. Следует подождать, когда же будут сделаны конкретные шаги для этого, которые конвертируют добрые намерения в реальную модернизацию. Стоит сказать, что до сих пор у нас такие декларации не приносили никакого практического результата. Что касается роли в этом процессе России, то, по моему мнению, она не будет мешать. Модернизация же украинской ГТС не значит обязательного увеличения её транзитных мощностей. Существует проектная пропускная способность, которую можно увеличить, если построить около основных газо- и нефтепроводов несколько новых труб. Или же увеличить диаметр уже существующего трубопровода или повысить давление перекачивания газа в системе. Но ведь для этого нужно согласие России в виде гарантий увеличения объёмов транзита энергоресурса по украинской территории, что возможно в случае роста газовых аппетитов Европы. А этого пока что не происходит.

Сергей ЕРМИЛОВ, экс-министр топлива и энергетики:

— Надеюсь, что теперь найдутся средства на модернизацию ГТС без дополнительных условий, о которых шла речь при рассмотрении предыдущих меморандумов (обязательная корпоратизация, приватизация или передача кому-то права собственности). Что касается технического состояния украинской ГТС, то, на мой взгляд, она находится в лучшем состоянии, чем соседняя российская, которая также нуждается в дополнительных средствах на обновление. И это вытекает из того, что российская ГТС строилась раньше, чем наша. Однако модернизация только украинской ГТС без российской не приведёт к повышению надежности поставки газа в Европу. Поэтому Россия должна модернизировать свою газотранспортную сеть до современного состояния, а Европа должна рассматривать вместе украинскую и российскую ГТС.

Валерий БОРОВИК, председатель правления Альянса «Новая Энергия Украины»:

— Я расцениваю подписанную декларацию как общие декларативные принципы. А давайте станем на место инвестора, который готов сегодня вкладывать средства в отечественную ГТС. Что он видит? Он наблюдает нестабильную политическую ситуацию в стране, отсутствие компромисса между различными ветвями власти и нестабильную ситуацию на финансовых рынках мира. При таких условиях большие кредиты под различные проекты выделяются только, если существует возможность получить большую прибыль. По этой причине я бы опасался быстрых результатов договоренностей по газотранспортной системе. Сегодня распространяются слухи и разговоры о том, что будет проведен большой тендер в результате которого выделят одну компании-победителя на реконструкцию всей ГТС, и одного инвестора или пул инвесторов. По моему мнению, это неправильный подход. У нас уже существует горький опыт проведения тендера по огромной территории черноморского шельфа. Если это повторится, то страна отдаст самую привлекательную и самую перспективную часть нефтегазового комплекса в одни руки.

Чтобы этого не случилось, предлагаю сделать максимально прозрачный тендер, чётко выписать все его условия. Поскольку же проект очень масштабен и затратен, то он будет составляться в течение года как минимум. За этот период можно реконструировать 70% двух- трёхкомпрессорных станций, которые находятся в наихудшем состоянии, на условиях сотрудничества с инвесторами. Речь идёт о том, что государство должно позволить различным компаниям (инвесторам) продемонстрировать себя в процессе реализации пилотных проектов.

#430

http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/sng_vostochnaya_evropa/ukrainskaya_truba_rasshiritsya_eksperty_o_perspektivah_podpisannogo_v_bryussele_dokumenta/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments