podkarpatrus (podkarpatrus) wrote,
podkarpatrus
podkarpatrus

Годовщина международных документов по правам коренных народов». 8 августа 2009 г. Свалява

Ассоциация «Сойм Подкарпатских Русинов»
Международный Карпатский Институт
 
РЕШЕНИЕ
 
Научно-практической конференции: «Годовщина международных документов по правам коренных народов».  8 августа 2009 г.  Свалява, Закарпатье,  Украина.

Учитывая:
1. Декларацию ООН «О правах коренных народов» от  1994 г. Согласно документу ООН E/CN.4/Sub.2/AC.4/1994/2.,   "коренные народы - это коренные общины, народы и нации... хотящие сохранять, развивать и передавать будущим поколениям терри¬торию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего суще¬ствования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальны¬ми институтами и правовыми системами...".
2. Декларацию ООН «О правах коренных народов» (UNDRIP), принятой на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на своей 62-й сессии в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 13 сентября 2007 года,  постановлением №61/295 г. в которой  отражены принципы Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.), Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г., Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 г.,   Глобальной консультации ООН по вопросу  о «Праве на развитие» от 1990 г.
3. Конвенцию Международной организации труда № 169 о «Правах  населения, связанные с природными ресурсами, находящимися на территории его проживания, требующих особой защиты. К ним относится, в частности, право этих людей на участие в использовании, управлении и охране природных ресурсов» (Статья 15.1).
4. документы организации CAN  (Climate Action Network International) приветствующей приглашение Вспомогательного органа для консультаций по научным и технологическим аспектам (SBSTA), содержащееся в документе FCCC/SBSTA/2008/L.23, пункт 11, и выразившей мнение по проблемам коренных народов и местного населения в области разработки и применения методологий.
5. факт, что власти Украины  уже 18 лет демонстративно  игнорирует  Закон, которым ста-ло для страны и ее властей волеизъявление народа на референдуме 1 декабря 1991 года,
6.  критически высокий уровень безработицы среди местного русинского населения,
и идущую «тихую» депортацию коренного народа подкарпатских русинов, вынужденно покидающих край, около 5000 чел. ежегодно;
7. что до сегодня действуют тайные государственные антирусинские «Планы-мероприятия…», грубо запрещающие русинам сохранить этническое лицо, проводить локальные референдумы по актуальным вопросам признания русинской национальности, самоуправления и самоопределения;
8. право и интересы коренного русинского народа и местного населения, которые  должны быть в центре любой успешной и сбалансированной политики государства,  
и что коренной  народ и местное население должны играть основную роль в управлении лесными угодьями и их контроле,
что коренные народы и местное население все в большей степени вовлекаются даже в процесс восстановления их территориальных  границ и статуса,  
что наиболее разрушительные и распространенные нарушения прав коренного народа и прав человека являются прямым следствием стратегий развития, не соблюдающих   основополагающего  права на самоопределение  в любых вопросах"
-2-
Участники конференции приняли решение:
1.Рекомендовать Верховному Совету  Украины ратифицировать  Декларации  ООН «О правах коренных народов» от 1994 г. и - принятую  Генеральной Ассамблеей в резолюции 61/295 от 13 сентября 2007 года;
2. Довести до Комитета  ООН по ликвидации расовой дискриминации информацию о грубейших  нарушениях  властями Украины прав и свобод подкарпатских русинов, как коренного народа в регионе под Карпатами, на национальной «территории русинов на юг от Карпат» и полное игнорирование Украиной рекомендаций  этого Комитета  ООН от августа 2007 г.;
3. Осудить украинский государственный преступный  «План-мероприятий…» 1996 года по этноликвидации русинской национальности, действующих до сегодня, как таковой, который подтверждает документально  преступные планы и действия властей Украины насильственной ассимиляции, дискриминации, имеющих признаки геноцида по отношению к русинской нации;
4. Считать ликвидированную в Закарпатье  властями Украины графу «национальность»  в «Свидетельстве о рождении», как  факт и доказательство этноцида и дискриминации русинской нации по национальному признаку и права коренного народа сохранить свою национальность «русины».
5. Рекомендовать СОЙМУ Подкарпатских Русинов принять по этому документу отдельное решение, а  принятые Декларацию от 15 декабря 2007 г., «Экономическую доктрину подкарпатских русинов» от 2008 г. и другие решения русинских организаций,  дополнить  в соответствии с Декларацией ООН «О правах коренных народов» от 2007 г. в духе требования статьей:
Статья 3. В силу этого права коренные народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие;
Статья 4. Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций;
Статья 5. Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои собственные политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом их право на участие в полном объеме, если они того пожелают, в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства;
Статья 7. 1. Лица коренных народов имеют право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, свободу и личную неприкосновенность;
2.  Коренные народы имеют коллективное право жить в условиях свободы, мира и безопасности в качестве самобытных народов и не должны подвергаться никаким актам геноцида или любым другим актам насилия, включая насильственное перемещение детей из одной человеческой группы в другую;
Статья 8. 1.  Коренные народы и отдельные лица имеют право не подвергаться принудительной ассимиляции или уничтожения их культуры;
2.  Государства обеспечивают эффективные механизмы предупреждения и возмещения:
(a) любое действие, имеющее своей целью или результатом лишение их целостности как отдельных народов или их культурных ценностей или этнической самобытности;
(б) любое действие, имеющее своей целью или результатом лишение их своих земель, территории или ресурсов;
-3-
(c)  любой формы насильственного перемещения населения, которая имеет целью или результатом нарушение или подрыв любого их права;
(d)  в любой форме, насильственной ассимиляции или интеграции;
(e)  пропаганды в любой форме, имеющей целью поощрение или разжигание расовой или этнической дискриминации, направленной против них.
Статья 13. 1. Коренные народы имеют право возрождать, использовать, развивать и передавать будущим поколениям свою историю, языки, традиции устного творчества, философию, письменность и литературу, а также назначать и сохранять собственные имена общинам, местам и лицам;
Статья 14. 1. Коренные народы имеют право создавать и контролировать свои системы образования и учебных заведений, обеспечивающих образование на их родных языках, таким образом, чтобы это соответствовало свойственным их культуре методам преподавания и обучения;
2. Лица коренных народов, в особенности дети, имеют право на все уровни и формы образования государства без какой-либо дискриминации.
Статья 16. 1. Коренные народы имеют право создавать свои собственные средства массовой информации на своих языках и получать доступ ко всем формам неаборигенных средствах массовой информации без какой-либо дискриминации;
Статья 18. 1. Коренные народы имеют право участвовать в принятии решений по вопросам, которые могут повлиять на их права, через представителей, избираемых ими самими по своим собственным процедурам, а также на сохранение и развитие своих собственных директивных учреждений;
Статья 20. 1. Коренные народы имеют право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов, гарантированное пользование своими средствами к существованию и развитию…;
Статья 28. 1.  Коренные народы имеют право на возмещение при помощи средств, которые могут включать в себя реституцию или, когда это не представляется возможным, в виде справедливой и сбалансированной компенсации за земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели или иным образом занимали или использовали и , которые были конфискованы, отчуждены, заняты, использованы или был нанесен ущерб без их свободного, предварительного и осознанного согласия;
Статья 33.  1. Коренные народы имеют право определять свой собственный идентитет или принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями. Это не наносит ущерба праву лиц коренных народов на получение гражданства государств, в которых они живут;
Статья 36. 1. Коренные народы, в частности, разделены международными границами, имеют право поддерживать и развивать контакты, отношения и сотрудничество, в том числе деятельность в духовных, культурных, политических, экономических и социальных целях, со своими собственными членами, а также с другими народами через границы;
6. Просить ООН и европейские правовые институты помочь подкарпатским русинам провести плебисцит (референдум с тайным голосованием) по самоопределению  в вопросах  восстановления русинской национальности, досоветского статуса Республики Подкарпатская Русь-Закарпатская  Украина,  права коренного народа свободно определять дальнейший свой статус пребывания  в стране.
7. Обратиться  в фонд ООН (ЮНИСЕФ), образованный Генеральной Ассамблеей в 1946 г. (и оставшийся до сегодня как один из органов Объединенных Наций,  
-4-
оказывающий помощь в образовании), помочь русинам в организации русинских школ для русинских детей.
8. Поддержать (через представительства подкарпатских русинов в разных странах), русинскую диаспору в мире, вынужденно покинувшую родную землю, информируя ее о планах коренного народа подкарпатских русинов восстановить свои права, как политической нации, утраченные в сталинский  период  после 1945 г. и грубо игнорируемые после 1991 года Украиной.
9. Обратиться  повторно к Закарпатской областной раде с просьбой  о поддержке  прав и свобод коренного народа подкарпатских русинов согласно Декларации  ООН «О правах коренных народов» от 2007 г. и права на восстановление статуса русинского региона, разрушенного сталинским режимом после 1945 г., а также с письмом (текст прилагается) о запрете продавать землю и здания без согласия на то коренного русинского народа.
10. Обратиться повторно в отдел образования Закарпатской областной госадминистрации с просьбой организовать с 1 октября 2009 г. в школах изучать русинским детям русинский язык и культуру, историю и географию, (как вариант, на факультативных занятиях).
11. Рекомендовать СОЙМУ ПР провести в сентябре научную конференцию  и торжественное заседание по случаю 90-летия Сен-Жерменского мирного договора по которому Республика Подкарпатская Русь вышла из состава Венгрии в статусе автономной Республики и вошла с этим статусом в состав новообразованной Чехословакии с правом широчайшей автономии, зафиксированным в Конституции ЧСР 1920 г.
12. Данный документ переведен на русинский, украинский, русский и английский языки,  имеющих одинаковую силу.
 
Председатель конференции прот. Димитрий Сидор
 
Председатель Центра Русинистики проф. Иван Кривский
 
Секретарь конференции, сотрудник Международного Карпатского Института
 Б.Ю. Лакатош


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments