podkarpatrus (podkarpatrus) wrote,
podkarpatrus
podkarpatrus

Category:

За вашу и нашу свободу

Вчера, 28 октября 2011 г., по случаю празднования национального праздника ЧР «Дня возникновения ЧСР, на Пражском Граде, президент ЧР Вацлав Клаус вручил три наивысшие награды ЧР-орден Белого льва-ветеранам Второй мировой войны. Среди них наш земляк из Рахово, полковник в отставке, русин, почетный гражданин Праги 11, Дьячук Василий Андреевич (в чешской версии- Вацлав Дьячук).

Орден Белого льва- наивысшая государственная награда. Он учрежден во времена Первой республики в 1922 г. законом, который изменял закон об аннулировании титулов аристократиии , учреждении государственных наград. Первоначально он вручался прежде всего лицам за рубежами республики, которые внесли весомый вклад в строительство молодой республики и в то время орден имел другое название- орден Чехословацкого льва. Следует отметить, что в своем первоначальном виде орден вручался вплоть до 1961 г. и также носил символы Подкарпатской Руси Его нынешний вариант учрежден 1994 г.. –гражданский вариант имеет скрещенные пальмовые ветви и, соответственно, военный скрещенные мечи. Орден имеет пять степеней. Первые два представляю собой восьмиконечную серебряную звезду с двуххвостым львом посредине. На обратной стороне ордена выгравировано :»Правда победит».

Полковник в отставке Василий Дьячук награжден орденом военной группы «за особые заслуги по обороне и безопасности государства»

Василий Дьячук родился в 1920 г. в г. Рахов на Подкарпатской Руси, входившей в то время в состав ЧСР в статусе автономной единицы.

До войны Василий так и не успел закончить в Рахово реальную гимназию и после событий марта 1939 г. вынужден был работать на лесоразработках в Рахово. Возможно именно работа в лесе принесла ему отменную физическую кондицию, которая помогла Василию пережить ужасы золотых приисков Колымы в безбрежном ГУЛАГе и не только выжить, но и дождаться на 91 году жизни наивысшей награды ЧР.

Как и многие его сверстники, в июле 1940 г. он вместе со своим другом (на четыре года старшим,- из Колымы не вернулся) решил бежать в «край рабочих и крестьян-СССР».

Сразу же на тщательно охраняемой границе их заметил пограничный наряд и после короткого приказа «Стой!» и трех выстрелов в воздух они повторили судьбу тысяч их сверстников. Их перевезли в заперевальную Надворну, а оттуда в тюрьму в Премышль.

Затем через целый ряд тюрем они попадают в Старобельск. Там уже сидели преимущественно польские офицеры из оккупированной территории Польши. Никакого суда так и не было, по решению «тройки»- за нелегальный переход государственной границы- три года исправительно трудовых лагерей. 16.6.1941 г. их транспорт отправелен (для отбывания срока) на далекую Колыму. В долину смерти.

Практически месяц по транссибирской магистрали, в товарных вагонах, около трех тысяч русинов , осужденных за нелегальный переход границы», добирались во Владивосток. По дороге их застало известие о начале войны.

Во Владивостоке их посадили на старенький теплоходик и через неделю их уже встреча Ногайский залив, пересыльная тюрьма в Магадане. Трудовое «перевоспитание» Василий начал в 40 км. за городом на строительстве аэродрома. Валили лес, равняли территорию, строили бараки. Затем перевели на золотые шахты.

Самой трудной оказалась первая зима. За день умирало 10-12 человек (по разным причинам)- просто люди падали и умирали. Хуже всего было чувство безнадежности.

Их лагерь носил название «Ударник». Работали на промывке золота по 12 часов «от шести до шести». Доминировало одно чувство- выжить. Любой ценой.



Зимой 1942 г. пришло известие, что чехословаки будут выпущены на волю.

Неуверительно, но факт: 27.3.1943 г. Василий Дьячук стоял под воротами лагеря со справкой за подписью батальоннго комиссара НКВД зам. нач-ка Управления Севвослагерей Драблина о его, после двух лет и 8-ми месяцев «исправления»,освобождении и направлении в Бузулук.



Вскоре после его прибытия в Бузулук проводится набор в летную школу. До того времени у него не было никакого опыта с авиацией и самолеты он видел только издали.

В школу подали заявления около трехсот преимущественно его земляков. Врачебную чехословацкую комиссию из них прошло около 200 человек. Советские врачи из них отобрало тридцать девять кандидатов. Дьячук был среди них. В авиационном училище во Вязниках (Владимирской обл.) он провел около года, после его окончания он был назначен в первый авиационный истребительский полк Чехословацкого корпуса. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-7 Лавочкина. Принимал активное участие в освобождении города Острава. Из боев вышел живым (всего за короткий период боев он пережил четыре аварии и вынужденные посадки, закончившиеся удачно- один легкоповрежденный самолет).

После войны он был распределен в военный испытательный авиационный Институт в Праге (Летняны). В 1949 г. без объяснения причин уволен из армии и вынужден был работать рабочим-складовщиком на государственном предприятии Бараба.

В пятидесятые годы Дьячук -инвестиционный референт на строительствах, с 1956 г. работал шахтером на шахте Носек в Тухловицах, затем он снова вернулся на Барабу. Там он работал до выхода в 70-ые годы на пенсию.

Следует заметить, что Украина в свою очередь вознаградила Василия Дьячука компенсацией за почти три года лагерей.

Дьчук вспоминает: « Украина признала, что я как узник ГУЛАГа имею право на возмещение ущерба в 144.000 карбованцев ихней тогдашней валюты. Это возмещение за время моего пребывания в лагерях. Я должен был предоставить документы. За мной признали право на возмещение, но литр бензина в то время стоил 80.000 карбованцев и за этими деньгами я должен приехать на Украину…» (с)

Нам только остается надеяться, что и в самом деле "Правда победит"...
http://www.facebook.com/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments