Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

rusin, rusyn, русины

ПОДКАРПАТСКИЕ РУСИНЫ В ВЕНГЕРСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ

 

В эпоху великого переселения на­родов через Верхнее Потисье прошли с запада германские племена вандалов, гепидов, герулов, с востока кочевые пле­мена гуннов, аваров. В 6 в. здесь окон­чательно утвердились славяне, пришед­шие с запада, севера и юго-запада. Вплоть до 10 в. их судьба переплеталась с судьбой племенного объединения или протогосударства Белой Хорватии и самих Белых хорватов, племен аланско-го происхождения, к этому времени сла­вянизированных, контролировавших, в основном, территорию на восток и се­вер от гребней Карпат, но оказывавших влияние и на юг от Карпат. Во второй половине 6 века приток славян усили­вается в связи с образованием в Сред­нем Подунавье Аварского каганата, подчинившего себе паннонских и при-дунайских славян. Конфронтация с ава­рами ускорила политическое созревание придунайских и южнокарпатских сла­вян, вплоть до возникновения у них ран­нефеодальной государственности (Ве­ликая Моравия, региональные «кня­жества» на территории современной Подкарпатской Руси и Восточной Словакии). И в этом процессе довольно

часто проступает окраинный характер территории южнокарпатских русинов. В западной ее части протокарпаторусинское славянское население в полити­ческом и культурном отношении на­ходится, по крайней мере во второй по­ловине 9 века, в сфере влияния Великой Моравии, подчинившей себе Белую Хорватию в период правления князя Сватоплука (871-894). Из Великой Мо­равии идет также христианизация юж­нокарпатских славян византийскими миссиями, в том числе миссией Кирил­ла и Мефодия или их учениками. Юго-восточная часть края входит в состав Болгарского царства. Такая политиче­ская разнонаправленность препятство­вала формированию государственности южнокарпатских славян, а приход в Центральную Европу угорских племен /мадьяр/ в 896-898 гг., разгромивших Ве­ликую Моравию и постепенно устано­вивших свой контроль в Подунавье и до­лине Тисы, окончательно прекращает ее развитие. Вожди славянских племен Притисской равнины и карпатского предгорья защищали свои «грады», од­нако силы были неравные, «грады» па­ли под натиском войска угров. Венгер­ский хронист 12 в. «Аноним» сохранил имя одного из славянских вождей, кня­зя «Унгограда» (ныне Ужгород), Лаборца, сумевшего уйти из своей крепости и погибшего у речки Свиржавы (ныне Лаборец, восточная Словакия).
Почти весь 10 век охватывает про­цесс формирования государственности восточных славян, Киевской Руси, и венгерского государства. Стержнем вос­точнославянской государственности становится великий торговый «путь из варяг в греки», от Балтики через водную систему Днепра к Черному морю, в Византию. Он является самым безопа­сным, а соответственно и самым важ­ным для Северной, Восточной и Юго-Восточной Европы, учитывая, что Сре­диземное море практически полностью контролируется арабами. Этот торговый путь

стал теми «дрожжами», на которых вырастает восточнославянская государственность. Весьма характерно, что киевские князья развивают экспан­сию на восток, Поволжье, юг, Причер­номорье. Западное направление (поль­ское) остается эпизодом княжения христианизатора Руси Владимира. Угор­ские или мадьярские князья свою экс­пансию направляют на запад.

В период кризиса Киевской Руси обособляется и вырабатывает свою вос­точно-западную геополитическую кон­цепцию самое западное из объединен­ных ею княжеств, Галицко-Волынское. С одной стороны, галицкие князья пре­тендуют на великокняжеский киевский престол, а с другой, вступают во внеш­неполитическую конфронтацию с Поль­ским и Венгерским королевствами. В противостоянии с последним идет борьба за контроль над карпатскими пе­ревалами и землями за ними, что, впро­чем, становится константой галицкой политики, актуальной для Львова и в настоящее время. Борьба идет с перемен­ным успехом, однако создать свой плац­дарм с западной стороны Карпат галицким князьям так и не удалось, больше сил у них занято на участии в полити­ческой борьбе в киевском центре и, на последнем этапе существования кня­жества, в противоборстве с собственным боярством и Польским королевством.

Этот исторический экскурс необхо­дим для выяснения места Подкарпатской Руси на геополитической карте Центральной и Восточной Европы кон­ца 10 - второй половины 13 века и кри­тического анализа одной из легенд из политической истории края, а именно, легенды о вхождении его в состав Киев­ской Руси. Ее туманные очертания появ­ляются в период русинского националь­ного возрождения в середине 19 века, но окончательный контур нарисован исто­риографией СССР по заказу сталинско­го коммунистического режима для оправ

дания аннексии Подкарпатской Руси Советским Союзом в 1944 г.

Как следует из вышеуказанного, внешнеполитические устремления киев­ских князей имели восточно-южное на­правление. Карпаты и земли на запад от них в сферу их интересов не входили. При всех своих усилиях создатели леген­ды и ее современные, уже украинские, сторонники не могут найти в киевских древнерусских летописях ни единого упоминания о крае за Карпатами. Упоминание в «Повести временных лет» племени белых хорватов не дает возмож­ности их конкретной локализации, ибо в этот период данный этноним был из­вестен у славянских племен, ассимили­ровавших аланские племена хорватов и сербов, на обширной территории от вер­ховьев Днестра до северо-восточной Че­хии. Ясно одно, поход киевского князя Владимира в 992 году против взбунто­вавшихся белых хорватов не был по­ходом на запад от Карпат. Покоренные им «белые хорваты» населяли скорее всего верховья Днестра.

Фантастам из числа русинских дея­телей национального возрождения очень хотелось, чтобы «белые хорваты» жили в Подкарпатской Руси и образовали ка­кой-то большой славянский массив от Карпат до Адриатики. Более поздним политикам от науки и их идеологиче­ским заказчикам, как экспансионистам СССР, так и сегодняшним «державни­кам», желательно, чтобы это были кар­патские славяне (для киевского летопис­ца они «белые», то есть «западные»). Из одного только упоминания делается категорический вывод - белые хорваты жили в карпатском регионе, участво­вали в походах киевских князей, соот­ветственно их земли были составной частью Киевской Руси. Но эта кажущая­ся логичность «доказательств» при науч­ном анализе рассыпается в прах. Киев­ские князья раннего периода, соответ­ствующего упоминанию белых хорва­тов, (конец 9-10 вв.) не могли иметь претензий на карпатские земли. Они их просто не интересовали по причине: а/ своей отдаленности от днепровской «оси»; б/ физической невозможности осуществлять свою политическую власть того периода, то есть собирать дань в форме «полюдья», ибо собранное нель­зя привезти за 800 км, к тому же по гор­ным тропам и перевалам. Князья были правителями практичными, интерес свой сконцентрировали на установле­нии власти вдоль водного «пути из ва­ряг в греки».
Collapse )

25 сентября в Мукачево состоялся объедииненный (Всемирный и Европейский) Конгресс Подкарпатских Русинов

ПЕТР ГЕЦКО: У русинов есть цель, а у Украины – нет

Янукович расширяет репрессии против русинов

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

К вопросу судилища над премьером автономного правительства Подкарпатской Руси А.Броди


22 ноября 1944 года было принято Постановление о задержании Бродия Андрея Ивановича, в нем говорилось: "Я, начальник 2 отделения, 2 отдела "Смерш" 4 Украинского фронта подполковник Фолицкий, рассмотрев материалы в отношении Бродий А. И., уроженца села Кивяджи Иршавского округа, русского, из крестьян-бедняков, служащего журналиста, образование среднее - окончил учительскую семинарию, с 1922 года является членом Автономно-Земледельческого Союза, в 1914-18 гг. служил в венгерской армии, по ранению был демобилизован, венгерского подданства, со слов не судимого. Из материалов видно, что А. Бродий в течение времени с 1938 года по октябрь месяц являлся депутатом венгерского парламента и проводил провенгерскую политику.На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 100 УПК РСФСР Постановил Бродий Андрея Ивановича подвергнуть задержанию". Это Постановление утвердил зам. начальника управления контразведки "Смерш" 4-го Украинского фронта полковник Дубровский.Через два дня начальник 4 отдела "Смерш" 4 Украинского фронта подполковник Мещеряков подает на утверждентие Постановление об избрании меры пересечения Бродия А. И. В тот же день его подписывает начальник управления контразведки 4 Украинского фронта генерал-лейтенант В. Ковальчук. В Постановлении говорилось: "Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда Бродий Андрея Ивановича избрать содержание под стражей, о чем в порядке статьи 146 УПК РСФСР объявить арестованному под расписку в настоящем постановлении.В соответствии со ст. 160 УПК РСФСР, копию постановления направить Прокурору и передать начальнику тюрьмы для приобщения к личному тюремному делу". На документе стоит подпись Андрея Бродия и приписка: "Настоящее постановление мне объявлено 25 ноября 1944 года".

 

Следствие по делу А.Броди вели: зам. Нач-ка 4-гоотдела «Смерш» 4-го Украинского фронта подполковник Маглеванный, сотрудник Управления гос. Безопасности  Закарпатской Украины Аксенов, сотрудник УГБ Зак.Укр. Христиченко.

В то время начальником управления НКВД Закарпатской Украины был -генерал-майор Сопруненко Петр Карпович (3.1946 переименовано в Управление МВД по Закарпатской области)

крупный специалист по «освобожденным украинским территориям». Когда 19.9.1939, после того как советские войска оккупировали часть Польши и захватили более 300 тыс. пленных, в составе НКВД СССР было создано Управление по военнопленным и интернированным, С. был назначен его начальником. По приказу Л.П. Берии и В.Н. Меркулова разработал план уничтожения пленных польских офицеров. Непосредственно руководил операцией. в ходе которой сотрудники НКВД уничтожили более .15 тыс. польских военнослужащих. Находился во главе управления до 1943

Нначальником Управления НКГБ по Закарпатской Украине Чередниченко Моисей Михайлович. В свою очередь «специалист» по фабрикованию расстрельных дел еще в начале своей карьеры будучи в должности ст. лейтинанта гос. Безопасности сфабриковал  дело на. скеретаря парткома Каслинского завода Уфалейсого района Челябинской области Бирюкова Александра Ивановича, осужденного 8 октября 1938 года Тройкой УНКВД Челябинской области к расстрелу.

Должность председателя спецсуда, созданного на основании Декрета Нар.Рады Зак-ой Украины № 313 от 18 декабря 1944 г. занимал  Василий Русин. В мае 1946 года, ему было всего 27 (!) лет. Стремительная карьера: председатель Специального суда, затем Высшего народного суда Закарпатской Украины, а с января 1946 года председатель Закарпатского областного суда.

Уроженец села Билки на Иршавщене Иван Васильевич Андрашко (1909-1984) занимал должност Главного прокурора Закарпатской Украины( с 1946 прокурор Закарпатской области). То, что известно об этом «юристе» заставляет задуматься.

В 1940 году он вместе с сподвижником Волошина, Федором Реваем налаживает кантакт с лидером венгерских фашистов, председателем крайне радикальной партии "Нилош керестеш" ("Скрещенные стрелы") Ференцем Салаши.Уже в октябре 1940 года Федор Ревай, Августин Лавришин, Николай Бандусяк. Иван Горват, Николай Лацанич встречаются с Салаши в фешенебельном будапешском ресторане "Гало". Был подписан Меморандум о сотрудничестве (ГАЗО Ф. 2558. оп.1. ед. хр. 6247. л. 65-68.). Были достигнуты договоренности и о создании на территории нашего края филиалов партии "Нилаш керестеш" (Там же). Один из этих филиалов возглавлял бывший социалист Иван Андрашко. Из личного дела узнаем, что он окончил пражский Карловский университет, с 1935 года JUDr (доктор юриcпруденции). Такие вот скудные данные удалось узнать из него, где почемуто отсутствует его биография, что не допустимо для чиновника такого ранга. Возможно она была изъята в свое время работниками спецслужб для тщательного изучения. Вот почему с самого начала суда, если не раньше, А. Бродий и его соратники были обречены. И. Андрашко спасал свою шкуру,В.  Русин –демонстрировал лучшие образцы лакейской натуры.

 

 

Collapse )

 


http://rusinmaromorosh.livejournal.com/96498.html

25 сентября в Мукачево состоялся объедииненный (Всемирный и Европейский) Конгресс Подкарпатских Русинов

ПЕТР ГЕЦКО: У русинов есть цель, а у Украины – нет

Янукович расширяет репрессии против русинов

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

На 88 году жизни умер один из основателей русинского движения в Закарпатье Василий Боржавин Сочка

 На 88 году жизни умер один из основателей русинского движения в Закарпатье Василий Боржавин Сочка
Василий Сочка-Боржавин

 Родился 3.1.1922 в г.Берегово Подкарпатская Русь. Поэт, публицист, историк литературы,педагог, русинский культурный деятель. Закончил русскую гимназию в Хусте (1940), учился на философском ф-те Будапештского ун-та, закончил филологический ф-тет Ужгородского ун-та (1950). Работал в редакции газеты "Закарпатская правда, библиографом областной библиотеки, учителем, заведующим кабинетом Закарпатского ин-та усовершенствования учителей. Его поэтическое творчество начинается в студенческие годы, тогда же опубликовал первую книгу (Горы и доля, 1943), вторая вышла спустя 30 лет (Верховинские напевы 1960), третья (Горы и доля:поэзия и проза,1990). Один из инициаторов создания "Общества Подкарпатских русинов", его председатель (1991-1992), член Всемирного Координационного Совета Русинов (1991-1995), участник всех Конгрессов русинов, наиболее активный русинский активист, пропогандист русинского культурного наследия.написал книгу биографических очерков (Будители Подкарпатских Русинов, Ужгород, 1995), издал книгу поэзий на русинском языке (В подбескидных долинах, 1996), сборник своих эссе и выступлений о русинской литературе и культуре(зазвонили в селе на вечурню, 1999)
Русины скорбят о кончине,и приносят свои соболезнования родным и близким усопшего.
rusin, rusyn, русины

«Руска бешеда» балканских русин и её история.

 

«Руска бешеда» -  именно так называют свой язык русины-переселенцы  на Балканском полуострове. Язык - это неотъемлемая часть народа, сремско-бачванские русины уже более чем 250 лет сохраняют его на территории исторических областей Бачка и Срем, что в современной Воеводине (север Сербии) и северо-востоке Хорватии.

Центральное место в статье отведено исследованию истории развития русинского языка, положению его в государственных институтах, анализу современного употребления русинского языка среди местного русинского населения и в официальных органах власти автономной области Воеводина (Сербия). Ценность работы подкрепляется и тем, что в отечественной историографии и публицистике существует очень ограниченное число работ посвященных истории развития русинской лингвистики и литературы.

Под русинским языком в данной работе подразумевается язык сремско-бачванский русин (в Сербии и Хорватии), который в лингвистическом смысле нужно различать от русинского языка, на котором разговаривают русины в Закарпатской области Украины, Словакии, Венгрии, Румынии и в некоторых других странах.

Первые русины начали переселяться на Балканы в 40-х годах XVIII века. Они переезжали как свободные граждане греко-католической веры, перенося с собой свои традиции и культуру. Они ехали из северо-восточных районов Габсбургской монархии (Жупы Земплин, Шариш, Бордош, Марамарош и др.) на землю нынешней Воеводины, которая была тогда недавно освобождена от турок. Это переселение было связано с хозяйственной ситуацией в регионе. После завершения австро-турецкой войны в 1739 г. под австрийкую корону попали полупустынные земли. Их и решили осваивать путём привлечения населения со всей Австро-Венгрии — чехов, словаков, венгров, немцев, румын и русинов.

Сегодня, по переписи 2002 года, русин в Воеводине 15626 человек, а на северо-востоке Хорватии проживает чуть менее 3 тысяч русин. В населенных пунктах Русский Керестур, Куцур, Бикич Долу русины составляют большинство, а в 11 населенных пунктах имеют значительный процент среди населения.

Русинский язык формировался в карпатском регионе, на территории, где наиболее близко соприкасаются восточнославянские и западнославянские языки. После переселения русинов из Карпат на Балканский полуостров русинский народный говор этих мест начал развиваться как самостоятельный язык. Но даже среди населения двух сёл, основанных переселенцами -  Русcкий Керестур и Куцур – существовали определенные различия в разговорном языке. Это, вероятно, было связанно с тем, что переселялись русины из различных регионов Карпат.

Конечно, язык, на котором говорили русины после переселения, стал испытывать на себе лингвистическое влияние тех народов, в окружении которых они жили. К примеру, «руска бешеда» много  взяла из венгерского, словацкого и немецкого языков, то есть с тех с которыми русинское население имело непосредственный контакт на протяжении длительного исторического периода. После переселения в пределы Воеводины, на территории которой живет в большинстве своем славянское население (сербы, хорваты), в русинском языке появились многочисленные сербизмы (хорватизмы). 

До конца 19 века русинская интеллигенция на Балканах из числа учителей и священников использовали церковнославянский язык и так называемое «язычие». Со второй половины XIX и начала XX столетия некоторые церковные тексты и хроники в Русском Керестуре и Куцуре были написаны на народном языке. А в 1897 году русинские поселения на территории современной Воеводины посетил известный этнограф  Владимир Гнатюк, который записывал местные народные песни на «руской бешеде».

Начало же создания литературного русинского языка положил Гаврил Костельник. В 1904 году он создал первый поэтический сборник стихов «З мойого валала».(«Из моего села»). Спустя несколько лет он опубликовал книгу «Грамматика бачванско-рускей бешеди» и работу «О литературном языке югославняских русинов». Там он утвердил основные лексические, фонетические и грамматические нормы языка.
Collapse )



Коррупция украинских властей в Закарпатье уже начала влиять на эпидемиологическую ситуацию в Ужгороде

Среднемесячные совокупные ресурсы закарпатцев уменьшились.Закарпатье идет к гуманитарной катастрофе


Лояльной не только по отношению к своим непосредственным соседям, но и, к Русскому Миру


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Г. Миронов: "Русский Керестур как символ русинства: вчера, сегодня, завтра".

 

Сегодня русинское национальное возрождение выходит на новый более качественный и высокий уровень. Организации русинского народа в Закарпатской области Украины, Восточной Словакии, Сербии, Хорватии, Румынии,Молдавии, Польше - все больше и больше заявляют о себе как о силе, которая может противостоять ассимиляции и культурному уничтожению русин. Где-то эти процессы уже достаточно развиты, где-то только начинаются.

Сохранившиеся острова русинского населения среди иноязычной, иноконфессиональной и инонациональной среды на Балканах – уникальный пример сохранения языка, культуры и русинского самосознания для многих народов мира. Включение в состав Украинской ССР Подкарпатской Руси, которая под этим названием в межвоенный период на правах автономии входила в состав Чехословакии,а также непризнание русинского народа современными украинскими властями, которые считают русинов только «частью украинцев», лишило население Подкарпатской Руси автономии, а русин во всем мире – Родины.
Стоит отметить, что в Украине в сентябре 1991 г. попытались восстановить историческую справедливость:был рассмотрен «вопрос о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины». Областная рада Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос«О статусе Закарпатской области». Референдум был проведен 1 декабря 1991 года. 78 %населения высказались за придание области статуса «специальной самоуправной территории», а значит автономии в составе Украины. Но это решение было проигнорировано украинскими властями и не признается по сей день. В 1996 году Украиной был принят печально известный «План мероприятий по разрешению проблему краинцев-русин». Он предполагал меры, направленные на укрепление позиций украинизации Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины,то есть ассимиляцию русин в украинской этнической среде, уничтожив русинское самосознание, тем самым, отдалив русинское население от лояльности официальному Киеву.
Регион Воеводина, где в основной массе живут русины на Балканах - поистине уникальный. Здесь всегда соприкасались и соприкасаются многие цивилизации, народы, религии и языки. Сегодня в Воеводине живут сербы и хорваты, венгры и румыны, словаки и чехи, буньевцы и, конечно же, русины. Эта автономная область в составе Республики Сербия, находится в ее северной части,граничит с Венгрией, Хорватией, Румынией. Русский Керестур – самое первое и на сегодняшний день самое значимое село воеводинских (бачванско-сремских) русин,центр культуры и языка.
Центральное место в статье отведено исследованию и описанию исторических событий, происходивших в Русском Керестуре после переселения русин из Карпатского региона на земли современной северной Сербии. Целью работы является периодизация генезиса и эволюции русинской общественной жизни в Русском Керестуре, как самом большом центре русин на Балканах. Чтобы достичь этой цели, проведем историко-политологический анализ развития русинского центра Воеводины с другими русинскими центрами мира, рассмотрим на примере малочисленной этнической группы русинского населения консолидацию и противодействию ассимиляции на весьма продолжительном историческом этапе.
Актуальность данных вопросов определяется следующим:
- важностью изучения межнациональных и межкультурных отношений в Европе и всем мире в целом;
-возрастающей актуализацией русинского вопроса в Центральной, Восточной Европе,Северной Америке и на Балканах.
Историографию можно разделить по языковому признаку:на сербоязычную литературу и работы, которые написаны на русинском языке (на бачванско-сремском диалекте). Сейчас в отечественной историографии почти нет работ, посвящённых русинам на Балканском полуострове. Это придает данной работе дополнительную актуальность.
Русиноязычная историография представлена работами Мирона Жироша, Юлияна Томаша, Михайло Фейсы, Янко Рамача и работами некоторых других авторов.
Известный исследователь русинского народа Мирон Жирош,в своих исследованиях «Бачванско-сремские русины дома в мире» показывает исторический аспект русинского вопроса и истории Русского Керестура в частности. В своих статьях («Первоначальный Керестур», «Вторая мировая война и освобождение», «Значительные события в общественной и культурной жизни русинов»)показывает периодизацию русинской истории по отдельным временным периодам. Его работы наполнены социологическими исследованиями и статистическими документами, которые представляют большую ценность для исследования этой проблематики.
Немалый интерес представляют и работы профессора Юлиана Тамаша, заведующего кафедрой русинистики на философском факультете города Нови Сад. В своей работе«Русский керестур: летопись и история 1743-1992» он подробно показывает историю русинского национального центра на Балканах.
Из исследований профессора Янко Рамача интересны работы- «Краткая история русин (1745-1918)» и «Школа в Русском Керестуре (1753-1918)».
Из сербоязычной историографии следует отметить работы Михайло Горняка. В статье «Бачванско-сремские русины», автор исследует этническое происхождение, современное положение, права и организации русин на территории Воеводины. Также интерес по данной проблематике представляют работы Владимира Бильня «Русины в Воеводине», «Русинское население в начале XXвека». Он подробно раскрывает историю русин, а также показывает социологические исследования по данному вопросу.
Итак, Русский Керестур – село, которое основали русинские переселенцы. Они массово и организованно начали переселяться на территорию современной Воеводины с 1745 года, как свободные граждане греко-католической веры. Хотя следует отметить, что ещё в 20 годы XVIII века там существовало небольшое количество русинских семей, которые самостоятельно переселялись в северные пределы современной Сербии. Для русин Воеводины 17января – настоящий праздник. Именно в этот день в 1751 году Франц Йозеф де Редл, советник царицы Австро-Венгрии Марии Терезии, подписал Указ о переселении200 русинских семей из Карпатского региона в тогда совсем пустынную местность под названием Керестур, который позже стал называться Русский Керестур. Поселение русинов было связано с экономико-хозяйственной ситуацией в регионе. После завершения австро-турецкой войны, в 1739 году, под корону Габсбурской монархии попали полупустынные земли, тогда и решили начать экономическое освоение путем привлечения населения разных национальностей со всей страны.

Collapse )
Collapse )

 

Григорий Миронов, аспирант кафедры исторической политологии, сотрудник Центра украинистики (Клуб русинистики) Южного Федерального Университета, редактор сайта rusinistika.com



Духовного лидера закарпатских русинов ждет 6-е заседание суда

«Трианон». Скорый поезд «Москва - Будапешт»

Дмитрий Сидор: "Криминал - это образец киевской политики"


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

rusin, rusyn, русины

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ПЕВЦА СВАРОГА

На кладбище всегда тишина. Суета жизни, шумы её останавливаются здесь перед воротами – дальше мир покоя, тихих мыслей, забвения…

Мы приехали сюда, чтобы найти могилу Ильи Ивановича Тёроха – замечательного карпаторусского писателя и композитора, бывшего абсолютно неведомым русскому читателю в России: ни одна книга Тёроха никогда не издавалась на Родине, ни слово его, ни музыка не были услышаны в родных краях.

Но у всего сущего свой Час.

И вот где-то в незнаемой дали пробил Час – и вернулся на Родину Илья Тёрох, как вернулись из небытия Юрий Миролюбов, Владимир Набоков, Борис Башилов, Андрей Дикий, Иван Солоневич, Сергей Лесной, Михаил Каратеев, Наталья Ильина, Григорий Климов – русские дети, прожившие большую часть своей жизни вдали от своей России: так определилось судьбой.

Уникальнейший писатель Тёрох увёл нас в зачарованную волшебную Русь, населённую красивыми и сильными русскими языческими Богами и Героями, разбудил крепко спавшую усыплённую родовую память руссов, спас наследство предков наших для нас – исконное язычество Руси. Гой! Слава!

Сейчас книги Тёроха уже изданы на Родине, а вскоре и музыка его зазвучит дома. Теперь уже скоро.

Возвращался Илья Иванович Тёрох в любимые края неспешно…

Давным-давно Роман Перин упомянул при встрече со мной, что есть у них с Олегом Гусевым рассыпающаяся книга Тёроха «Славяне и Карпаты», изданная в Нью-Йорке в 1941 году, немало страниц отсутствует, обложка и титульный лист в плачевном состоянии, но хотят они издать книгу как есть, достать бы только обложку и титульный лист. И тут я говорю, что у меня дома есть самая книга, есть целиком и тоже рассыпается.

Collapse )


Меморандум правительства РПР о содействии развития духовной жизни и повышении материального уровня

Пойдет ли Украина по киргизскому варианту развития событий?

Русинам, отступать больше некуда!


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Русины в Хорватии: история и современность


Сегодня русины живут во многих странах мира: в Украине и Словакии, Молдавии и Румынии, США и Канаде, России и Белоруссии, Сербии, Венгрии, Чехии и многих других странах. Но о жизни одной из самых сплоченных диаспор русинского народа, которая населяет территорию современной Хорватии, известно мало. Хотя именно там еще есть села, где население в большинстве своем официально составляют русины.
Хорватские русины - одно из многих национальных меньшинств, которое официально признано государством. Представители этого этноса живут  в основном в северо-восточном регионе исторического региона Западный Срем, на границе с автономной областью Воеводина (республика Сербия). Согласно данным последней хорватской  переписи населения 2001 года, сейчас в Хорватии насчитывается только 2.337 русин. Это значительно меньше, чем было прежде. Так,  в 70-х годах в Хорватии насчитывалось 4 тысячи русинов, а в 80-х  - 3,5 тысяч.
Collapse )
Уже в 1990 году в хорватской Конституции русины были признаны одним из автохтонных национальных меньшинств. С 1992 году русины имеют своего представителя в парламенте Хорватии, а с 2002 года был принят Конституционный закон о правах национальных меньшинств, по которому русины имеют право на собственное национальное собрание.
Кроме того, в последние годы совет по национальным меньшинствам Хорватии принял ряд предложений русинскому меньшинству об их символах. Так, официальным гербом хорватских русинов был определен национальный русинский герб, у которого с левой стороны семь сменяющих друг друга голубых и золотых полос, а с правой стороны - медведь. Так как герб национальных меньшинств в Хорватии должен содержать и какие-нибудь хорватские символы, над щитом были добавлены пять квадратов, белого и красного цвета. Геральдический знак в виде стилизованной шахматной доски служит символом Хорватского государства, он присутствовал на гербе страны на протяжении всей истории, включая период Социалистической республики Хорватии в составе Югославии.
Флагом русин стал хорватский триколор с гербом русинского меньшинства посередине, а гимном  русин в Хорватии стала песня «Братья русины». Установлен и день национального меньшинства русинов в Хорватии – 25 мая.
Помимо проблемы самоопределения русин как отдельного народа или как части украинского, есть и еще несколько, не менее важных проблем, таких как проблема русинской ассимиляции в хорватском большинстве и сокращения русинского населения. Статистические данные в Хорватии показывают, что из-за миграционных процессов, ассимиляции, смешанных браков и очень сильной интеграции русин в хорватское общество, существенно и катастрофически снижается население русинской национальности.
В заключении отметим, что русины в Хорватии наделены  полным набором прав в демократическом и цивилизованном государстве, о котором такое малочисленное национальное меньшинство может только мечтать. Русины признаны в Хорватии автохтонным национальным меньшинством, которое имеет свою культуру и язык. Хорватское государство сделало все, чтобы русины могли развивать свои традиции, в селах, где проживают русины, устраиваются различные культурные и спортивные мероприятии, на радиостанциях звучат передачи на русинском языке, печатные издания повествуют о жизни русинской общины. Помимо этого, Хорватия не только признала русин отдельным от украинцев народом и не приняла формулировку «русины-украинцы» в своей Конституции, но и дала возможность русинам иметь свою официальную национальную символику в хорватском государстве – герб, флаг, гимн и даже день русинского национального меньшинства. Конечно, ассимиляция больно бьет по численности русинского населения страны, но очень бы хотелось надеяться, что русины сохранят свою идентичность в хорватском  этническом большинстве.



Григорий Миронов, сотрудник Клуба русинистики Центра украинистики ЮФУ.

«Война... А в остальном, прекрасная маркиза...»



Oлигархическая верхушка Украины пытается изменить этническую структуру населения Закарпатья!

Пикет в защиту русинов на Украине в Москве

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Крещение белых хорватов-русинов святыми Кириллом и Мефодием

 

Три года подряд братья-священники Кирилл и Мефодий крестили хорватов
Три года подряд братья-священники Кирилл и Мефодий крестили хорватов

В «Повести временных лет» прп. Нестора указывается, что ко второму веку н.э. многочисленные славянские племена находились на территориях нижнего Дуная и под натиском Римской Империи вынуждены были искать другие места обитания. Так славяне оказались на карпатской «стоянке».

Многие века общались они на понятном, старославянском языке, неоднократно совместной дружиной ходили в ратные военные походы грабить Византию, или же нанимались воинами к другим воинствующим племенам. Однако, в 6-м веке из-за угрозы генетически инородных аварских племён, славяне начали расселяться в разные стороны из уютного «общеславянского карпатского гнезда» 1.

Часть славян, двинувшаяся на северо-восток, впоследствии образует Киевскую Русь и станет протоэтносом трёх современных восточных славянских народов: русских, украинцев и белорусов (поляне, северяне, древляне, вятичи и др.) Другая ветвь славянства, взявшая курс на запад, полностью ассимилируется во Франкском Государстве: укране, хижане, доленчане, черезпенчане и др. Славяне, мигрировавшие на северо-запад: поморяне, слензане, висляне, поляне и другие, построят свое государство - Польшу. Расселившиеся на юге славяне либо растворяться в таких многонациональных государствах как Первое Болгарское Царство и Византия (браничевцы, смоляне, тимочане и др.), либо построят свои этнические державы: Сербию (лужичане), Словению (хортуны). Одна часть хорватов, переселившаяся в Далматию возведет свое племенное государство - Хорватию. Другая часть хорват не переселилась из «карпатского гнезда» и осталась по обе стороны водораздельного карпатского хребта. Восточная их ветвь со временем войдет вместе с тиверцами в Галицкое Княжество - самое западное княжество Киевской Руси. Западная - вместе с мораванами образует ядро Великой Моравии, став протоэтносом современных словаков и русинов. Этническое самосознание последних, преодолевая тяжёлые испытания судьбы, вот уже более тысячи лет расчищает себе тернистый путь в истории. Тем временем развитие таких атрибутов как язык, культура зависело и зависит до сих пор от политического настроения «старших» соседей как славянского, так и генетически чуждого происхождения.

Огромным историческим событием как для западных (непосредственно), так и для восточных (опосредованно) хорватов стала святая миссия Кирилла и Мефодия.

 

Collapse )

 

Вторая мировая война закончилась для Венгрии роковым поражением. Две трети её территории были отобраны. В 1945 году русинский народ получил новую родину - Советский Союз. Оказавшись на территории УССР русины вступили в новую фазу формирования национального самосознания: образование на родном языке было запрещено. Отрицание существования русинского народа и его языка возвысилось в ранг официальной государственной политики - политики геноцида, или насильственной ассимиляции многовекового славянского народа - спасителя традиций православной культуры и языка Кирилла и Мефодия, просветителя Киевской Руси - прародины русского, украинского и белорусcкого народов.

Маринец Ольга, историк


Интернет-издание
UA- Reporter.com





Меморандум правительства РПР о содействии развития духовной жизни и повышении материального уровня

Вопрос статуса украинской власти в Подкарпатской Руси с повестки дня не снимается

Борьба с русинской нацией,как проверка готовности Украины к расколу.
САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Вопрос статуса украинской власти в Подкарпатской Руси с повестки дня не снимается

Почти 20 лет русины Закарпатской области Украинской ССР просили власти Украины ввести Закарпатскую область Украинской ССР в
свое правовое поле как того требует международное право. Но Украина данный вопрос так и не поставила в повестку дня за 20
ле. А против русинов в 1996 году запустили государственный "План мероприятий по решению вопросов русинов украинцев".
Пикантность ситуации еще и в том,  что Украинская ССР Ведь для того, чтобы его юридически не стало, надо было выполнить
процедуры, установленные законом "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (3.04.1990).
Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым "посредством референдума, если за него проголосовало не менее
двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР"
(ст.6). Гражданам СССР, проживающим в отделяющейся республике, гарантировалось "право выбора гражданства, места жительства и
работы, а выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики" (ст.15).
  Как известно, ни в одной из союзных республик референдума о выходе из состава Союза СССР проведено не было. Хотя, на сей
счёт, он был гарантирован Конституцией СССР. А для РСФСР, УССР, БССР - ещё и Уставом ООН.Референдумов не заменяют односторонние декларации о независимости  Украины (16.07.1990).Только по результатам референдума можно было лишить 280 млн. человек гражданства СССР с учетом ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, ст. 33 Конституции СССР, ст. 20 закона "О гражданстве СССР" (23.05.1990), ст. 5 Декларации прав и свобод человека (5.06.1991) и др.
Подписание в Беловежской пуще 3-стороннего Соглашения о создании СНГ (8.12.1991), в котором было объявлено, что СССР
"прекращает свое существование" не соответствовало действовавшему на тот момент законодательству и противоречило воле
народа, выраженной на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., когда 76,4% советских граждан проголосовали за сохранение  
СССР. Кроме того, существование межреспубликанского СНГ не отменяет СССР.
Юридически не было прекращено членство Советского Союза в Организации Объединённых Наций. Беловежское соглашение не было должным образом ратифицировано и не представлено в Секретариат ООН, как это положено.
Неприкосновенность и целостность государственной территории СССР была закреплена и до сих пор не отменена в Заключительном
акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1.09.1975): "Государства-участники считают, что их границы могут
изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путём и по договорённости+ Государства-участники рассматривают как
нерушимые все границы друг друга, как границы всех государств в Европе они будут, соответственно, воздерживаться так же от
любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника".
Так что, юридических препятствий для существования и возрождения СССР нет. Тем более и Конституция России, принятая на
референдуме, не содержит никаких норм о запрете существования СССР и провозглашает народ единственным источником власти в
России. А поскольку этот источник никогда не высказывался за развал СССР, то изложенное мнение никем ещё не опровергнуто.
А сейчас к референдумам которые проводились в то время в Закарпатской области Украинской ССР референдума 17 марта 1991 года, который подтвердил волю нашего народа: жить в обновленном Союзе суверенных государств. Кстати Закарпатская область  единственная в Западной Украине высказалась ЗА жизнь в обновленном союзе суверенных государств. Уже в декабре 1991 года при проведении общеукраинского референдума Закарпатская область провела областной референдум на котором подавляющее большинство закарпатцев высказалось за самоуправляемую территорию. Данный референдум Украина проигнорировала. Т.е. незаконно совершив выход из состава СССР, Украина нарушила основополагающие международные нормы по реализации волеизявления жителей Закарпатской обл. Украинской ССР.
В связи с этим то что касается русинов- вполне достаточно референдума о сохранении СССР, который автоматически, по всем
нормам, делает все последующие "акты самостийного законотворчества" нелегитимными, ну и ещё есть положение о праве наций на
самоопределение + декларация прав человека. Даже украинское законодательство и то.....Конституция Украины:
Статья 9. Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются
частью национального законодательства Украины. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины,
возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.
Украина является членом Организации Объедененных Наций и считает Хартию ООН частью своего национального законодательства.
Хартия ООН признает право народов на самоопределение вплоть до отделения.
К этим документам также относятся: 11 статья Конституции Украины, полностью раздел Конституции Украины "права, свободы и
обязанности человека и гражданина", Закон Украины о национальных меньшинствах в Украине". 6 статья декларирует, что
"государство гарантирует всем национальным меньшинствам права на национально-культурную автономию: использование и обучение
на родном языке". Статья 12 этого закона предоставляет право каждому гражданину возродить свою национальность и никто не
имеет права ему в этом возразить в любой форме! А статья 18 еще категоричней - "...любое прямое или косвенное ограничения
прав и свобод граждан по национальным признаком запрещается и наказывается законом". Рассмотрим "рамочную конвенцию о защите
национальных меньшинств" и Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств, где указано, что "любой человек,
который принадлежит к национальному меньшинству, имеет право свободно решать свою принадлежность к определенной
национальности"..."Стороны обязуются гарантировать лицам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, право равенства
перед законом и право на равную правовую защиту" (ст. 1 раздел )..."Стороны удерживаются от политики и практики
ассимиляции лиц, которые приналежат к национальным меньшинствам, против их воли и защищают этих лица от любых действий,
направленных на такую ассимиляцию" (ст. 5 раздел ), и прочие законы Украины и международные хартии, которые Украинское
государство признало.
 Правопреемственность УНР, которую нам навязали после 1991 года мало того, что тянет нынешнюю Украину назад в националистическое темное прошлое, она также и разрывает ее на две части.  От СССР мы унаследовали: индустриально развитую страну с ядерным щитом, хорошей системой образования и доступной медициной, многонациональную и мирную. Что мы получили в наследство от УНР? Сомнительного содержания гимн, чуждую и непонятную многим геральдику, а также имена "новых героев" Украины, которые "боролись" за ее независимость в рядах фашистских оккупантов. Подкарпатские русины стоят на позициях
отказа от преемственности УНР. Из-за целого ряда грубых нарушений процедуры отделения Украинской ССР от СССР, еще с большими нарушениями граничащими с анексией было поведение Украины по отношению в Закарпатской области Украинской ССР, грубо попирая результаты двух референдумов проведенных в 1991 году. Что поставило легитимность правления "незалежной" Украины уже с 1 декабря 1991 года. Государственный "План мероприятий по решению проблем украинцев русинов", которая Украина с усиленным рвением , достойным лучшего применения начала реализовывать в 1996 году  только укрепило в сознании русинов незаконность пребывания Украины на территории русинов на юг от Карпат.
Угроза уничтожения русинского народа заставила русинов обратиться за помощью ко всему миру.


Аннексия Украиной Закарпатья обернулась 5 миллиардными убытками только от одних наводнений!

Русинофобия у новых украинских властей осталась, только она стала открытой!

Борьба с русинской нацией,как проверка готовности Украины к расколу.


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

О правильном решении назначить Д.Табачника Министром.

«СОЙМ  ПОДКАРПАТСКИХ  РУСИНОВ»  88000,  город  Ужгород,  площадь  Кирилла  и Мефодия,
  №  7  E-mail: dsidor1@mail.ru


Главе правительства Украины
      Азарову Н.Я.

О правильном решении назначить Д.Табачника Министром.


Многоуважаемый  Николай  Янович!

Закарпатская областная ассоциация «Сойм подкарпатских русинов» поддерживает Ваше решение назначить известного во всем мире объективного историка Д.Табачника на должность Министра образования и науки по следующим мотивам. Во времена СССР история союзных республик начиналась с октябрьской революции 1917 г. Аналогично история Украины с подачи В.Ющенко написана так, что Украине якобы всего 17 лет, а ее история  начинается с «помаранчевой революции» 2005 г.

Collapse )

Недобитых членов «Карпатской Сечи» затребовала Германия, где из них было создано гореизвестный террористический батальон «Нахтигаль» под командованием Р.Шухевича. В конце августа 1942 г., то есть сразу после оккупации Львова, батальон «Нахтигаль» под руководством Р.Шухевича приступил к физическому уничтожению многих его жителей только потому, что они еврейской национальности. Эти «геройства» ОУН и одного из ее «героев» Р.Шухевича в учебниках по истории Украины замалчиваются, а Д.Табачник их огласил и даже дал им соответствующую оценку.

Вот почему фальсификаторы истории Украины совместно с украинскими национал-радикалами боятся, что Д.Табачник примет меры по переизданию фальшивых учебников по истории Украины таким образом, что все мифы в них  будут упущены, а вопиющие факты международных злодеяний ОУН будут упомянуты. Поэтому и добиваются отставки Д.Табачника с одновременным возвращением у кресло Министра образования и науки своего кумира Вакарчука.

Многоуважаемый Николай Янович! Убедительно просим Вас не реагировать на акции-требования национал – реваншистов и остаться при своем мнении о целесообразности назначения Д.Табачника на должность Министром образования и науки. 

      Председатель Закарпатской областной ассоциации 
   русинских организаций «Сойм Подкарпатских  Русинов»,
настоятель кафедрального православного собора в г. Ужгород,
Украинской Православной Церкви Московского Патриархата,
  протоиерей                            Сидор Дмитрий Дмитриевич
                                                                                18 марта 2010 року.


Главный итог антирусинского судилища снова провальный.

Януковича призвали остановить репрессии, начатые Ющенко


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ