Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

rusin, rusyn, русины

Заявление Всемирного Совета подкарпатских русинов.

Заявление Всемирного Совета подкарпатских русинов.
Всемирный Совет подкарпатских русинов (ВСПР), являющийся крупнейшей организацией международного русинского движения выражают свою растущую озабоченность в отношении событий, происходящих в последнее время в Закарпатской области Украины. 5 апреля 2016 года законодательный орган региона – Закарпатский областной совет абсолютным большинством голосов принял Обращение к центральным властям Украины. В нем, в частности, отмечается, что в течение уже длительного времени население и законодатели региона неоднократно призывали упомянутые власти предоставить широкие автономные полномочия Закарпатью.
В этой связи в Обращении особо подчеркиваются итоги референдумов, прошедших в области в 1991 году, когда около 80% населения фактически выступили за придание региону автономного статуса. Принимая во внимание указанные факторы, большинство депутатов Облсовета потребовали от Киева проводить политику на дезинтеграцию страны, передать Закарпатью права на самостоятельное использование части природных ресурсов, управление некоторыми государственными структурами.
Данное Обращение встретило крайне негативную реакцию у властных органов Киева, которые восприняли волеизъявление закарпатских депутатов как попытку государственного переворота. По указанию президента страны П. Порошенко работу по «усмирению» законодателей возглавил лично руководитель Службы безопасности Украины (СБУ) В. Грицак. По его приказу в Закарпатье срочно выехало около 200 сотрудников СБУ, которые начали оказывать моральное и практически физическое давление на каждого из депутатов, подписавших Обращение, требуя отказаться от подписей под ним.
Одновременно начались атаки на духовных и общественных лидеров закарпатских русинов, составляющих большинство населения региона, которых киевские власти считают террористами, сепаратистами, стремящихся к отделению Закарпатья от Украины. В частности, против одного из них, православного иеромонаха Венедикта заведено судебное дело. На его примере СБУ пытается вообще поставить православную религию в области под запрет.
Кроме того, из Киева была инспирирована активная кампания в СМИ, в научных кругах Закарпатья с обвинением русинов в сепаратизме, дискредитации их прав считать себя самостоятельной нацией.
В этом ряду анти законные действия киевских властей против русинской общины Закарпатья следуют упомянуть о решении городского совета г. Мукачево по указанию из Киева отобрать у русинов их культурный и общественный Центр – Русинский дом в г. Мукачево.
ВСПР вынужден заявить, что такие действия центральных и местных властей Украины неоправданно и искусственно создают ситуацию растущего напряжения в Закарпатье, порождают у нацменьшинств региона реальную тревогу и обеспокоенность за свою безопасность, права и интересы. Совет в этой связи предупреждает, что дальнейшее продолжение упомянутой политики Украинского государства неизбежно приведет к активному сопротивлению жителей региона, представителей различных национальных общин. К их борьбе за обеспечение безопасности, сохранению собственной религиозной и национальной идентичности, придаст новый импульс с усилием, направленным на обеспечение Закарпатью автономного статуса. Это может привести к возникновению в Украине нового очага напряженности и противостояния по типу ситуации, сложившейся в Донбасе.
ВСПР обращается с призывом к ведущим государственным, политическим кругам стран Европы, США, России, Европарламенту, вовлеченным в решение проблем, связанных с Украиной, оказать соответствующее влияние на действия властей страны в отношении Закарпатья, предоставить его населению самим решать свою судьбу мирным, цивилизованным путем.
rusin, rusyn, русины

В Праге прошел многотысячный митинг в поддержку Президента Чехии М.Земана

В Праге прошел многотысячный митинг в поддержку Президента Чехии М.Земана. В митинге приняли участие представители всех русинских организаций Чехии во главе с руководством Всемирного Совета Подкарпатских  Русинов - председателем ВСПР В.Джуганом и его замом М.Тяско.
Collapse )
rusin, rusyn, русины

В Будапеште в Венгерском доме состоялась пресс-конференцияВсемирных советов русинов и венгров

В Будапеште в Венгерском доме состоялась пресс-конференция представителей Всемирного совета венгров, Всемирного совета подкарпатских русинов:
Нандор Дупка -
молодежное крыло Демократической партии венгров Украины;
Ваш Золтан - венгр отказавшийся от службы от ВС Украины;
Ботьан Золтан - заместитель председателя Всемирного совета венгров;
Василий Джуган - председатель Всемирного совета Подкарпатских Русинов
Михаил Тяско - заместитель председателя Всемирного Совета Подкарпатских Русинов




Поводом для проведения пресс-конференции представителей Всемирного совета венгров, руководства Всемирного Совета подкарпатских русинов является происходящий в Закарпатье процесс сбора подписей представителей русинской и венгерской общин Закарпатья под индивидуальными заявлениями об отказе от мобилизации в АТО и на службу в Вооруженные силы Украины.
Эти письма направляются в виде личных Обращений. Русины направляют такие Обращения в адрес президента Украины П. Порошенко, венгры на имя премьер-министра Венгрии В. Орбана.
В них содержатся общие заявления о невозможности по моральным, религиозным и другим убеждениям участвовать в военных действиях. Люди, отказывающиеся от мобилизации, обращаются с просьбами к украинскому и венгерскому руководству с просьбой оказать содействие в прекращении гражданской войны в Украине, что позволит остановить насильственную мобилизацию венгров и русинов Закарпатья в украинскую армию.
Один из авторов такого письма-Обращения - представитель венгерской общины Закарпатья заявил, что он с полным пониманием и готовностью пошел на этот шаг. По его словам, за выраженные в Обращении позиции он вместе с семьей может подвергнуться репрессиям со стороны властных органов страны. Однако, у него, как и у многих других призывников нет другого выбора и они отказываются от мобилизации.
Поэтому от имени этих «отказников» он обращается к руководителям Украины и Венгрии понять мотивацию людей, не желающих участвовать в братоубийственной войне, остановить военное противостояние в Украине.
Представители Всемирного совета венгров и Всемирного Совета подкарпатских русинов отмечают, что, к сожалению, не смотря на некоторые неофициальные заверения в адрес руководства Венгрии о готовности отказаться от призыва закарпатских венгров для участия в Антитеррористической операции, попытки их мобилизации на войну продолжаются.
Особую тревогу в этой связи вызывают последние заявления губернатора Закарпатья Василия Губаля, который сказал, что главной целью деятельности руководства региона является обеспечение поголовного призыва граждан, подпадающих под мобилизацию, в украинскую армию.
Такие действия неизбежно будут создавать растущую социальную напряженность в Закарпатье, в том числе на межнациональной основе, что будет приводить к росту экстремизма, недовольству характером отношений между регионом и Киевом. Учитывая, что Закарпатье граничит с Венгрией, такая ситуация приводит к явной и растущей угрозе для венгерской стороны. В частности, при определенном варианте развития событий нельзя исключить, что Венгрия может быть вовлечена в острый конфликт, в том числе военного характера в связи с украинским кризисом.
Участники пресс-конференции полагают, что одним из наиболее эффективных и мирных решений проблем развития событий в Закарпатье может послужить легитимизация итогов референдумов 1991 года, прошедших в регионе, в ходе которых 80% населения фактически проголосовали за автономию Закарпатской области.

Из выступления лидера молодежного крыла Демократической партии венгров Украины Нандора Дубки.

Наша Демократическая партия венгров Украины (ДПВУ), особенно её молодежное крыло, которые созданы и действуют во всей Украине прежде всего в Закарпатье, крайне озабочены ситуацией, сложившейся с мобилизацией представителей венгерской общины региона в украинские вооруженные силы.
ДПВУ в целом стоит на патриотических позициях, выступает за сохранение единой, независимой Украины. Однако партия не одобряет все методы, с помощью которых власти в Киеве пытаются достичь таких целей.
В этой связи молодежное крыло ДПВУ с болью в сердце воспринимает призывы, заявления молодых венгров Закарпатья, которые не хотят участвовать в военных конфликтах на территории Украины, которые не касаются интересов самой области, венгерской общины. В целом ДПВУ считает, что в настоящее время благодаря Минским соглашениям созданы необходимые условия, которые могут позволить решать все конфликтные проблемы мирным, цивилизованным путем. Тогда устраняется главная причина в необходимости призыва украинской молодежи, в том числе закарпатских венгров в украинскую армию.
От имени молодежного крыла ДПВУ я заявляю, что наша организация полностью понимает мотивацию и стремление молодых представителей венгерской общины Закарпатья уклоняться от мобилизации в вооруженные силы Украины, избежать участия в военных конфликтах. Мы выражаем полную солидарность с Обращением, которое эти молодые граждане Венгрии, проживающие в Украине, направили в адрес премьер-министра Орбана с просьбой помочь им избежать призыва в армию.
Со своей стороны мы также обращаемся к Орбану, ведущим политическим партиям и силам Венгрии понять этих людей, дать им возможность сохранить свою жизнь, моральные убеждения и достоинство.

Из выступления Золтана Ваша

Я, как и сотни других молодых представителей венгерской общины Закарпатской области Украины, были вынуждены пойти на такой крайний шаг, чтобы обратиться к премьер-министру Венгрии В. Орбану помочь нам отказаться от мобилизации в украинские вооруженные силы, избежать тем самым вполне вероятной гибели в продолжающемся военном конфликте в нашей стране. К сожалению, в настоящее время идет фактически гражданская война, жертвами которой стали уже тысячи ни в чем не повинных людей.
Я, как практически все призывники из нашей венгерской общины считаем, что для нас это абсолютно чужая война. Мы по моральным, религиозным убеждениям не хотим стать убийцами граждан собственной страны, наших соотечественников.
Нет сомнений, что любые кризисные внутриполитические проблемы даже самого острого характера можно и нужно решать мирным путем, не допускать братоубийственой войны.
Нас, кто пытается отказаться от участия в такой войне, быть мобилизованными в армию, властные органы Украины пытаются представить как предателей, изменников Родины. Нам и членам наших семей угрожают жестокими репрессиями за отказ от службы в украинских вооруженных силах.
Мы не сепаратисты, не террористы. Мы просто хотим иметь право на жизнь и до её конца быть уверенными, что не совершили самого страшного греха – убийства ни в чем не повинных людей.
Мы надеемся, что премьер-министр В. Орбан, ведущие политические и общественные силы Венгрии поймут нас, окажутся способными оказать необходимое влияние на политику киевских властей, сподвигнуть их пойти на прекращение гражданской войны в Украине, остановку в этой связи призыва в армию.
Венгрия, помоги пожалуйста, своим гражданам, проживающим в Закарпатской области в Украине.

Из выступления члена руководства
Всемирного Совета Подкарпатских русинов М. Тяско

Всемирный Совет Подкарпатских русинов (ВСПР) выражает свою полную поддержку стремлению представителей венгерской общины Закарпатья отказаться от мобилизации в украинскую армию. ВСПР неоднократно заявлял о своей позиции, которая выражается в необходимости немедленного прекращения гражданской войны в Украине, решение кризисных проблем сугубо мирным путем. Основой этого является безусловное выполнение Киевом Минских Соглашений.
Проблема мобилизации в вооруженные силы Украины в сложившихся условиях затрагивает не только закарпатских венгров, но и безусловно представителей русинской общины Закарпатья. Для них это ещё большая угроза и незащищенность, поскольку они с просьбой о поддержке не могут обратиться к материнской стране по примеру венгров. Пока такой страны у русинов к сожалению ещё нет. Но, надеюсь она будет!
Поэтому закарпатские русины были вынуждены с аналогичным Обращением об отказе участвовать в гражданской войне в Украине выступить в адрес президента страны Порошенко. Надеемся, что он поймет и услышит наших братьев.
ВСПР убежден, что проблемы венгерских и русинских нацменьшинств Закарпатья носят общий характер. Они касаются не только призыва в армию, а также связаны с защитой своего культурно-исторического наследия, языка, в целом прав и свобод их общин.
ВСПР полагает, что единственным эффективным способом решить такие проблемы является признание киевскими властями итогов референдумов 1991 года, когда более 80% русинов и венгров Закарпатья проголосовали за придание региону автономного статуса.
ВСПР выражает надежду, что руководство Венгрии, ведущие политические и общественные силы страны разделяют такую точку зрения. Мы призываем эти круги и силы сделать все возможное, чтобы не допустить дальнейшей гибели венгров и русинов в ведущейся братоубийственной войне в Украине.

Из выступления Золтана Ботьан заместителя председателя Всемирного совета венгров;

Всемирный Совет венгров (ВСВ) полностью разделяет чувства страха и озабоченности закарпатских венгров по поводу попыток призыва их в украинскую армию и направления в зону военных действий.
На данный момент наша организация располагает сведениями , что уже в ходе гражданской войны в Украине погибло 14 представителей венгерской общины в Закарпатье. Киевские власти намерены призвать в армию и вовлечь в эту братоубийственную войну ещё 16 тысяч закарпатцев, в составе которых может находиться значительное число венгров.
ВСВ полностью поддерживает Обращение закарпатских венгров в адрес премьер-министра Венгрии В. Орбана и просит его, ведущие политические силы страны предпринять необходимые меры с тем, чтобы остановить мобилизацию представителей венгерской диаспоры Закарпатья в украинскую армию.
Мы также убеждены, что наиболее эффективным путем решения этой задачи, в целом обеспечения интересов и безопасности венгров в Закарпатье может стать легитимизация итогов прошедших в 1991 году референдумов в регионе. Как известно, тогда около 80% населения, практически все члены венгерской общины, проголосовало за придание региону автономного статуса.
Здесь мы полностью солидарны с закарпатскими русинами, готовы к самому активному сотрудничеству с ними с тем, чтобы добиться достижения этой цели.
В русинско-венгерской автономии как раз и заключается безопасность и процветание закарпатских венгров, других нацменьшинств Закарпатья.


Из выступления руководителя Всемирного Совета Подкарпатских русинов В. Джугана.

Летом прошлого года в Будапеште прошел Конгресс представителей русинской и венгерской общин Закарпатья, который был организован при поддержке Всемирного Совета Подкарпатских русинов (ВСПР) и Всемирного Совета венгров. Его участники единодушно проголосовали за необходимость активизации усилий с целью достижения официального признания киевскими властями итогов референдумов 1991 года в Закарпатье, в ходе которых около 80% жителей проголосовали за создание в регионе русинско-венгерской автономии. Проходящие акции по сбору подписей закарпатских русинов и венгров с просьбой помочь им избежать мобилизации в украинскую армию являются, в том числе, убедительным свидетельством важности и актуальности принятия такого решения.
ВСПР полностью поддерживает мотивацию и намерения «отказников», будет использовать все имеющиеся ресурсы, связи, возможности, чтобы не допустить гибели закарпатских русинов и венгров в гражданской войне в Украине. Мы полностью солидарны с руководством Всемирного Совета венгров, которое также стремится сделать все возможное, чтобы помочь этим людям, обеспечить их главное право - право на жизнь.
Пользуясь случаем ВСПР заявляет о своей готовности объединить усилия со Всемирным Советом венгров в борьбе за русинско-венгерскую автономию Закарпатья, добиться тем самым реальной защиты прав, свобод и интересов русинской и венгерской общин региона.
Мы протягиваем руку руководству Всемирного Совета венгров в знак нашей солидарности и сотрудничества для достижения этих благородных, исторических целей.

Кроме того на пресс-конференции участники ответили на вопросы журналистов. В частности М.Тяско на вопрос:
Как вы прокомментируете заявление Евгения Жупана, что не было никакого сьезда в Закарпатье и никакого заседания Координационного Совета Русинских организаций Закарпатья?

Сьезд был. На сьезде был создан Координационный совет русинских организаций Закарпатья, который стоит на защите интересов подкарпатских русинов К сожалению такие люди как Жупан пытаются дискредитировать это начинание. Все это потому что Жупан является орудием киевских властей и поэтому ведет такую подрывную работу против русинов.

В.Джуган ответил на вопрос:
- Прокомментируйте слова председателя Закарпатского областного совета В.Чубирко что в Закарпатье межнациональный мир и согласие?
- Вы считаете, что преследования венгров, непризнание в течении нескольких десятилетий русинов нацменьшенством, допросы и обыски в русинских домах активистов это мир? И то что ОБСЕ не обращает внимание на эти факты не может не вызывать удивление. И вообще Чубирко выполняет поставленную перед ним задачу, он чиновник. Было бы странно если бы он говорил по другому. Вранье это традиция украинских властей.

rusin, rusyn, русины

Подкарпатские русины «против» или «за»?

Демонстрация русинов перед Посольством РФ в Праге... «Кто такие? Почему перед русским посольством? А как это им разрешили? Кто разрешил? Да в Чехии не нужно разрешать! Не может быть! Наверное, против Путина! Пошли, посмотрим!»  Оказывается не против, а просто за, за себя. Перед русскими и чехами, чтобы напомнить славянским братьям о некоторых неудобных для них страницах совместной истории. Поэтому и лозунги: «Свободные Чехи и Русские! В 1945м Фирлингер и Молотов отобрали свободу у нас. Помогите ее вернуть!» «Приговор Русину о.Димитрию Сидору – позор Украины», «Э. Бенеш: Судьба Подкарпатской Руси решена окончательно на целые столетия!?»

Русинская республика Руська Крайна появилась в составе Венгрии 21 декабря 1918 г. сразу после 1й Мировой войны, но уже 10 сентября 1919 г. согласно международному договору в Сен-Жермене вошла в Чехословакию как автономия по имени Подкарпатская Русь. Причем не чехи и не словаки дали русинам автономию, а русины с таким статусом сами вошли в состав Чехословакии. И стали субъектом международного права. И до сегодняшнего дня никто их этого права  не лишал. Только сам русинский народ в свободном законном волеизъявлении может принять решение распустить Подкарпатскую Русь.

 Карта автономной Подкарпатской Руси в составе предвоенной Чехословкакии

Горе-историки, и советские, и украинские, и чешские, скрывали факт, что в Конституции Чехословакии 1920г. Подкарпатская Русь продолжала иметь широчайшую автономию, что и привело в 1938г. к окончательному закреплению статуса национального русинского государства, наравне со Словакией,  в составе федеративной Чехоловакии. 

В целом позитивное предвоенное развитие русинской нации прервали события мирового масштаба. В рамках подготовки к войне немецкие спецслужбы  начали разыгрывать здесь «украинскую карту». Даже всесильный Иосиф Виссарионович высказал на ХVIII съезде ВКП(б) личную обеспокоенность тем, что попытки «присоединить слона, т.е. Советскую Украину, к козявке, т.е. к так называемой Карпатской Украине» имеют «целью поднять ярость Советского Союза против Германии». Провокаторами хитрый грузин предусмотрительно объявил Великобританию, Францию и США.

Карпатская фашистская козявка (в правом нижнем углу).

 При этом 14 марта 1939г. немецкие спецслужбы приступили к завершающей части операции по отделению Подкарпатской Руси от Чехии и созданию украинского Пьемонта, к которому впоследствии должна была присоединиться вся великая Украина от Тисы до Дона. Гитлеровцы подключили к работе своих агентов, террористов-галичан, польских граждан, получивших убежище в Чехословакии. которые присосались к процессу русинского государственного строительства и 15 марта спровоцировали весьма непоследовательного русинского политика А.Волошина на «акт провозглашения Карпатской Украины» с украинским государственным языком и выдуманном австрийцами сине-желтым флагом. Этот акт не принес чего-то нового по сути - Подкарпатская Русь уже была автономным государством в чехословацкой федерации. Авантюра галичан и угроза галицких этнических чисток среди мадьяров и русинов ускорила окупацию края Венгрией, начавшуюся в тот же день - 14 марта 1939г. Конечно, никакого особого счастья хортисты русинам не принесли. Но небезинтересно, что венгры тогда провели перепись, по которой на Подкарпатской Руси числилось свыше 506 тысяч подкарпатских русинов и всего две сотни(!) украинцев из числа эмигрантов из польской Галичины. И не странно ли, что для этих двух сотен провозглашалась Карпатская Украина и украинский язык?

Странно и то, что на демократической Украине после 10 лет свободы  в непризнаваемое Киевом национальное меньшинство во время переписи 2002 г. удалось записаться только настойчивым 10 000 граждан ибо «В списках такой национальности нет!». Национальность «русин» исчезла на Украине и, между прочим, в Чехословакии в 1945г., когда министры иностранных дел Чехословакии и Советского Союза Зденек Фирлингер и Вячеслав Молотов подписали постыдный договор и «о нас без нас» решили передать Подкарпатскую Русь СССР. Естественно, по многочисленным просьбам

трудящихся, окруженных автоматчиками. А уже в августе 1945 Президент Э.Бенеш, который когда-то по случаю огосударствления русинов торжественно заявил «Судьба Подкарпатской Руси решена окончательно на целые столетия!?» подписал антиконституционный декрет №60, лишивший подкарпатских русинов и евреев чехословацкого гражданства.  Вообще, попытки современных чехов свалить вину за передачу русинов Москве на современных русских – это такая старая лицемерная игра. Люди сведующие говорят, что на самом деле все было прозаичнее и что русинов выменяли за будущую депортацию из ЧСР судетских немцев. Поэтому еще совсем недавно в чешском интернете (!) вы бы не смогли найти слова «судетские немцы» и «подкарпатские русины». Нет человека – нет проблем!

Между прочим, Москва присоединила Подкарпатскую Русь к Советскому Союзу в статусе суверенной державы. А вот Верховный Совет УССР 22 января 1946 г. ее аннексировал и образовал некую Закарпатскую область. А затем русинскую государственность, восстановленную в 1991 году референдумом, «перезахватила» независимая Украина, грубо проигнорировав волеизъявление закарпатцев. Захват потом подтвердили как преступные государственные «Планы-мероприятия по решению вопросов русинов-украинцев», предусматривавшие прямую ликвидацию русинской нации, так и грубый отказ Верховной Рады внести результаты референдума 1991г. в Конституцию Украины 1996 г.               

       

    Православный Крестовоздвиженский собор. Ужгород       

На знаменитом референдуме русины без окружения из автоматов осмелели и 78% их проголосовало за статус Закарпатья как особой самоуправляемой территории. Формулировку продавил лично Президент и бывший 1й секретарь Компартии Украины Л.Кравчук. уговоривший менее опытных русинских лидеров не применять устаревшее слово «автономия». После ужгородского референдума он по барски прокомментировал : у нас все области унитарной страны – самоуправляемые территории. Русины, воспитанные

европейскими пониманиями права, не позволили себе начать кровопролитное утверждение своей свободы так, как это сделали другие горцы – косовские албанцы в Югославии, осетины и абхазы в Грузии. Даже самые радикальные сторонники автономии - «сепаратисты» Отец Димитрий Сидор и знаменитый Ладислав Лецович и мысли о вооруженной борьбе не допускают. Уж не говоря о спокойном и взвешенном, всегда готовом к диалогу Василии Джугане – Председателе Мирового конгресса Подкарпатских  Русинов. Они приверженцы цивилизованного «чехословацкого» развода. Это не помешало украинским властям в многолетнем непонятном процессе о перемещении пограничных столбов осудить о.Димитрия на основании лингвистической экспертизы за сепаратизм. Ни одна страна не осудила за сепаратизм человека, который открыто предлагает решать вопрос автономии своего народа в конституционном поле страны! Поэтому «Приговор Русину о.Димитрию Сидору – позор Украины»

О.Димитрий Сидор – последовательный борец за интересы русинов

           Русины полагают, что юридически суверенитет Подкарпатской Руси или «автономной территории русинов к югу от Карпат», разрушенной 29 июня 1945 г., в 1991г. после прекращения существования Чехословакии и СССР возобновился! И русинам достаточно было просто провозгласить досоветский статус Подкарпатской Руси и восстановиться как независимое государство на своем месте в Центральной Европе. Однако, в силу политической ситуации, русины пошли на неудачное решение провести референдум по вопросу дальнейшей своей судьбы - оставаться ли отдельным суверенным постсоветским государством Подкарпатская Русь или поддержать создание нового государства Украина. И войти в него на правах своего досоветского статуса. По результатам референдума от 1 декабря 1991г. русинская Республика получила близкий к де-юре статус автономии в составе Украины или согласно тексту референдума  - «специальную самоуправляемую территорию и как субъект в составе Украины, которая не входит в иные административно-территориальные образования», что на их взгляд и есть текстовым толкованием понятия «автономии».

         

Русины постоянно пытаются найти правовое решение своего вопроса. После многочисленных споров в июне 2008г. они провели в г.Мукачево 1й Европейский Конгресс Подкарпатских Русинов, который решил восстановить особый статус Закарпатья как самоуправляемой «территории русинов на юг от Карпат» с конституционным названием «Подкарпатская Русь». Уже в октябре 2й Европейский Конгресс принял меморандум о восстановлении русинской государственности в статусе 1938 г. Дальше больше - не дождавшись серьезной реакции украинских властей 1 декабря 2008г. русины ультимативно ввели свои решения в силу.

Вместо диалога националистические власти Украины более 20 лет грубо отказывают русинам в признании их права на реализацию результатов референдума и препятствуют введению «автономии» русинской республики в правовое поле своего государства. Этим они поставили под угрозу пребывание Закарпатья или суверенной Подкарпатской Руси в составе новой Украины.

Как раз об этом и хотели русины рассказать и напомнить русским и чехам на демонстрации в Праге: «Свободные Чехи и Русские! В 1945м Фирлингер и Молотов отобрали свободу у нас. Помогите ее вернуть!»

Александр Гегальчий

член Совета Мирового конгресса Подкарпатских русинов.

rusin, rusyn, русины

Интервью с главой русско-русинского общества им. Н. Кукольника (Ростов-на-Дону) Г. Мироновым

От редакции: В нашем городе проживают многие национальности и существуют многочисленные этнические объединения. Но мало кто слышал, что в Ростове-на-Дону существует землячество русинов и их потомков, которые уже много лет проживают на Донской земле. В гости в редакцию мы пригласили молодого ученого, аспиранта кафедры исторической политологии Южного Федерального Университета Григория Миронова и расспросили об этой уникальной этнической группе.

Здравствуйте. Расскажите нам пожалуйста, кто же такие русины?

Добрый день! Если сказать кратко, то это уникальная национальность, четвертый восточно-славянский народ, который проживает в Карпатском регионе, Балканах и др. Сам этноним «русин» - производное от слова Русь. В настоящее время русины признаны самостоятельным народом во всех государствах, где они являются коренным населением или имеют заметную диаспору. Во многих из них созданы прекрасные условия для сохранения оригинальной русинской культуры и самобытного языка. Кроме Украины... Там русины считаются «частью» украинцев.

Почему вы начали заниматься русинским вопросом?

Ответ на этот вопрос нужно искать в истории моей семьи. Моя родная бабушка имеет русинские корни от лемков-русинов, которые проживают в Польше. Я очень заинтересовался этим вопросом в студенчестве и продолжил изучение русинского народа в аспирантуре.

Чем занимается русинское общество им. Нектора Кукольника?

Прежде всего наше общество призвано налаживать контакты в области образования, науки и культуры с другими русинскими объединениями. Русины сегодня проживают во многих странах мира и наша цель — возродить русинское наследие для всего мира. Развивать русско-русинские связи.

Кто такой Нестор Кукольник и почему в честь него названо ваше объединение?

Мы назвали в честь него наше общество, так как этот сын русинского народа много сделал для развития Донского края. Крымская война застаёт Кукольника в Новочеркасске, столице Войска Донского. А в 1857 году он переселяется на постоянное место жительство в город Таганрог. Как общественный деятель он активно интересуется жизнью города. Участвует в строительстве железной дороги, которая связывает Курск с Ростовом, заботится о просвещении населения, экономическом развитии края, экологическом состоянии Азовского моря и судьбе казачества. Н. Кукольник был не только активным общественником, но и талантливым писателем и поэтом. Он написал 16 романов и 71 стихотворение. Был издателем нескольких искусствоведческих журналов...

Чем еще русины были заметны у нас в городе?

Помимо многочисленных русинских переселенцев, которые ехали на Юг России из Австро-Венгрии, можно выделить деятельность Карпато-русского отряда, сформированного в Ростове-на-Дону студентами-добровольцами и крестьянами — уроженцами Закарпатья. Отряд насчитывал более 100 человек и в Ростове-на-Дону была даже открыта школа для детей русинских добровольцев. После Гражданской войны уроженцы Дона, которые вынуждены были эмигрировать из России, поселялись в Закарпатье, Словакии, Воеводине — в среде русинского населения. Они много сделали для развития культуры и образования в русинской среде. Таких личностей было очень много.

Желаем Вам и вашему обществу дальнейших успехов. Спасибо за интервью.

Газета «Донская стрела» (Ростов-на-Дону), 2012

http://ua-reporter.com/content/117027

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

rusin, rusyn, русины

Подкарпатская Русь и «зарубежные русины»: разный взгляд на развитие русинского движения


Очень часто русинов называют «курдами Европы». Как известно, они являются народом, который разделен границами многих европейских государств. В некоторых странах Европы, Северной Америки и Австралии сложились достаточно крупные русинские национальные общины. Во всех этих государствах русины признаны самостоятельным народом, в независимости от того являются ли они автохтонными жителями или имеют заметную диаспору. Во многих из них созданы прекрасные условия для сохранения уникальной русинской культуры и самобытного языка. Национальное самосознание русинов не попирается ни в странах Европейского Союза, ни в США, ни в России. Украина — это единственное исключение, где русинская национальная идентичность до сих пор отрицается. И русины не устают об этом говорить.

Многочисленные факты, относящиеся к самым разным областям жизни: социальным отношениям, политике, культуре, общественной мысли, показывают, что в настоящее время существует определенная сложность отношений между русинами Подкарпатской Руси и русинами, которые проживают в других странах. Это определяется следующим фундаментальным обстоятельством: в Подкарпатской Руси русины все больше обретают черты единой этнической общности на собственной территории. В диаспоре же они продолжают вести существование как этнические меньшинства, включенные в общества других этнических групп.

Действительно, русинский народ вне Карпатского региона экономически и политически включен в инонациональные среды, а их культуры испытывают влияние культур тех народов, вместе с которыми они составляют гражданское общество. Поэтому русинские общины стоят перед своеобразным выбором, либо по возможности замкнуться в своей этнической общности, либо и дальше интегрироваться в общества стран, где они живут, что даст еще большую проблему ассимиляции.

Главный вопрос непонимания русинов Подкарпатской Руси и русинов в рассеянии признание в той или иной степени центральной роли территории современной Закарпатской области для русинов всего мира. Подкарпатские русины считают, что русинская жизнь в диаспоре является существенной, но маленькой частью русинства, которое не может навязывать остальным русинам свои идеологические и политические предпочтения. Русины вне Закарпатья утверждают, что заботы и тревоги о Подкарпатской Руси есть главное условие сохранения русинского этнического меньшинства. Этот вопрос осложняется тем, что именно «зарубежные» русины проводят разнообразные мероприятия в Карпатском регионе, а не наоборот, центр русинов поддерживает русинское этническое меньшинство за пределами Закарпатья. Что понимается как признание равного, и даже более высокого статуса диаспоры для существования русинского народа.

Этот вопрос осложняется тем, что Закарпатская область не имеет сегодня автономного статуса. Двадцать лет назад, в сентябре 1991 года, попытались восстановить историческую справедливость: был рассмотрен «вопрос о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины». Областная рада Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос «О статусе Закарпатской области». Референдум был проведен и 78% населения высказались за придание области статуса «специальной самоуправной территории», а значит автономии в составе Украины. Но это решение русинского народа было проигнорировано украинскими властями и не признается до сих пор.

Конечно, существования автономного образования усиливало бы чувство национального самосознания и этнокультурной самобытности русинов всего мира, содействовало бы ослаблению прогрессирующих ассимиляционных настроений у молодежи. Но именно поэтому Украина не может признать результатов референдума, так как отрицает само существование русинского народа. Если русины Подкарпатской Руси обретут автономию, то это положительно скажется на всех русинах мира, а это будет удар по всей идеологии украинства.

Следует отметить, что у мирового русинства нет более существенного центра чем Подкарпатская Русь. Ни одна из русинских общин, где русины проживают как коренное население или диаспора, в силу ряда причин не может стать центром для всего русинского мира. И хотя русинская диаспора признает ключевую роль Подкарпатской Руси в национальном возрождении, но не упускают случая намекнуть на некоторую зависимость русинского движения на территории современной Украины, особенно от североамериканских русинов.

Своя точка зрения у диаспоры и на дальнейшее политическое развитие русинского движения. Если «зарубежные» русины мира главной целью ставят развитие русинской культуры, то русины Подкарпатской Руси ставят на первый план политические вопросы.

По мнению активистов русинского движения, кроме песни и танца Мировой Конгресс Русинов должен бы поднимать и правовые вопросы защиты русинского народа перед Европейским сообществом и руководством Украины, которая единственная в мире так до сегодняшнего дня и не признала русинов на официальном уровне и продолжает политику дискриминации русинов по национальному признаку.

Русины Закарпатья считают, что главной целью русинского движения является провозглашение автономии в составе Украины. Русины диаспоры рассматривают русинское движение как средство сохранения этнической консолидированности русинов, поддержания их культурно-духовной самобытности. Можно отметить, что внутри русинского движения сложилось два течения: русины Закарпатской области выступают за защиту политического и этнокультурного эгоизма русинского населения, а зарубежные русины в большинстве своем говорят только о «культурной автономии».

Из этого следует вывод, что национальная идея у зарубежных русинов и русинов Подкарпатской Руси не только отличается, но иногда и прямо противоположна.

На данном историческом этапе важно официально задекларировать официальную политику русинов Подкарпатской Руси по отношению к диаспоре и зарубежных русинов к свои соплеменникам на территории современной Закарпатской области. Это можно выразить следующим образом:

- Подкарпатская область – Родина и национальный центр для всех русинов, где бы они ни проживали;

- Каждый русин в диаспоре должен быть максимально интегрирован в общество страны проживания, но при этом максимально сохранять этническую особенность и приверженность национальным ценностям.

Григорий Миронов
http://ua-reporter.com/content/116812
rusin, rusyn, русины

СПОРЫ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ КАРПАТО-РУСИН В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

ЛЕОШ ТОМИЧЕК:
СПОРЫ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ КАРПАТО-РУСИН В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Леош Томичек (Чехия) суммирует историю национального движения в Закарпатье, которую можно охарактеризовать как долгое противостояние между русо- и украинофилами, с победами и поражениями на каждой стороне.




Национальное движение в Закарпатье уходит корнями в век, когда идеи Гердера об одном народе и языке в Габсбургской империи стали воплощаться в гражданской политике Австро-Венгрии. На северо-востоке им стали противостоять пестуемые интеллигенцией чувства национального самосознания нескольких народов.

Часть интеллектуалов, которую мы можем называть русофилами (московитами) придерживалась той точки зрения, что жители Закарпатья и Галиции – это часть общей русской нации, проживающей от Тихого океана до Карпат. Они не придавали большого значения лингвистическим различиям. Был у них, в частности, такой характерный аргумент: венецианцы и сицилийцы вряд ли поймут диалекты друг друга, но итальянские националисты в равной мере считали и тех и этих частью единой итальянской нации. Панрусская самоидентификация для образованной части населения была довольно естественна даже в силу самоназвания – русы. Местные аборигены в Закарпатье называли и местами называют себя до сих пор русинами, что означает «те, кто происходит от русов» (или «от Руса»).

Символической фигурой интеллектуального оживления русинского движения в 19 веке был Александр Духнович. О нём известно, что он упорно боролся против венгеризации (мадъяризации) русин так же, как его чешские современники сопротивлялись германизации. Когда русские войска проходили через Прешов (ныне это город в Восточной Словакии) для подавления восстания в Венгрии (1848), он выражал в своём дневнике большую радость по этому поводу. Интересно, что, будучи русофилом, Духнович оставался в Униатской церкви. Впрочем, уния рассматривалась как нечто навязанное польскими и венгерскими властями, а не как проявление самоидентичности.

Венгерские власти, опасаясь этого потенциально оппозиционного фактора, начали борьбу с русинским самосознанием (вернее будет сказать – угро-русинским, так как наименование «русины» использовалось на Украине и в других регионах). Однако русофильское движение в Северо-Восточной Венгрии (ныне Восточная Словакия и Закарпатский регион Украины) становилось всё сильнее. Появился феномен, известный как «возвращение в православие». Православие всегда ассоциировалось с Россией и рассматривалось как альтернатива поддерживаемой властями унии.

С «возвращением в православие» связано имя ещё одной известной личности – святого Максима (Сандовича), проповедывавшего на Лемковщине (теперь это территория юго-восточной Польши). Сандович получил религиозное образование на Волыни (бывшей в то время под властью России) и его судьба представляет собой яркий образец судеб русинских русофилов в период Первой мировой войны. Его казнили, как и многих других его единомышленников. Многие австро-венгерские русофилы погибли в концентрационных лагерях в Таллерхоффе (на территории современной Австрии) и в Терезине (на территории современной Чехии), которые были, возможно, первыми концлагерями в Европе.

Другой известной фигурой в истории «возвращения в православие» был Александр Тос, бывший униатский священник, посланный в Америку и вошедший там в конфликт с католическим духовенством. Он до своей смерти в 1909 году способствовал переходу в православие около 25 000 русин из американской диаспоры. Однако на юге Карпатского региона австро-венгерские репрессии распространение русофилии и православия не остановили. Под властью Чехословакии после Первой мировой это движение продолжалось, усиленное теперь бежавшими от большевиков из России. Митрополит Лавр, сыгравший ключевую роль в воссоединении Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ; ROCOR) с Церковью-матерью, родился неподалёку от монастыря РПЦЗ в Ладомирове, в восточной Словакии. Сегодня около 70% населения Закарпатья относится к юрисдикции Московского патриархата и около 30% – к Униатской церкви.

О закарпатских униатах следует знать одну интересную вещь. Они не относятся к Греко-католической Украинской церкви и попытки её епископов в 1990-е объединить их приходы со своими привели к конфликту, в который пришлось вмешаться самому Ватикану. Местное население было признано курией неукраинским и местный викариат подконтролен напрямую Риму. Сегодня среди православной части русин по-прежнему присутствуют русофильские настроения, в том числе среди североамериканской диаспоры. Православного священника из Закарпатья, о. Дмитрия Сидора, часто называют духовным лидером карпато-русин, рассматривающим их как четвёртую восточно-славянскую национальность и часть одновременно славяно-православной цивилизации.

Карпато-русинское движение в Закарпатье сегодня поднимает скорее вопрос о национальном самоопределении, чем о соединении с русским этносом. Активисты движения в своих декларациях апеллируют к «русинству», а не к «карпато-русинству». Пол Роберт Магочий использует термин «русинофилы», чтобы определить тех, кто ратует за то, что русины – это отдельная национальность. Русинофилы могут быть православными и прорусскими по своим взглядам – но не обязательно, примером чему является сам Магочий. Третья группа, которая продвигает собственные взгляды на то, какова идентичность карпато-русин – это украинофилы. Они, соответственно, считают, что русины – это часть украинской нации.

Известно, что население Малороссии и ряда территорий Австро-Венгрии называло себя «русинами» задолго до появления украинского национализма. Последний стремился создать украинскую нацию из малоросского (согласно этнографической терминологии тех дней) этноса. Этот лагерь предпочитал и предпочитает использовать выражение «русино-украинцы», довольно искусственное, но увязывающее русин с украинцами. В Южных Карпатах до появления независимой Чехословакии украинофилов было немного. После установления чехословацкого контроля в регионе Прикарпатья, власти пригласили сюда многих образованных выходцев из Галиции и бывшей Российской империи в целом, предложив им заняться борьбой с неграмотностью, охватывавшей в то время до 70% местного населения.

За образованием последовала «национализация» сознания. Часть тех иммигрантов была русофилами, другие – украинофилами. Между двумя этими группами шла политическая борьба в межвоенные годы. Магочий полагает, что украинофилы были более динамичны, и возможно прав в этом, но сам же признаёт, что это не слишком отражалось на итогах местных выборов. В чехословацкий парламент проходили в основном русофилы, а родители русинских детей голосовали на референдуме по вопросам языков образования за русинский и русский.

Но осенью 1938 года на улицу украинофилов пришёл праздник. Постмюнхенская Чехословакия была лишена своих областей в Богемии и Моравии, населённых в значительной мере немцами, а также своих естественных границ в лесах и горах и военно-фортификационных линий, их укреплявших. После этого страна была фактически предоставлена усмотрению нацисткой Германии и выполняла её волю. Немцы решили дать автономию Словакии и Прикарпатской Руси, что чехословацкие власти отказывались делать до того.

Русинофил Андрей Бродий стал первым губернатором Прикарпатской Руси. Но за провенгерскую активность по подсказке из Германии он был арестован через несколько дней после вступления в должность. Его сменил украинофил Августин Волошин. Он превратил регион в однопартийное государство с единственным официальным языком – украинским, и изменил название региона с Прикарпатской Руси на Карпатскую Украину. Во время его короткого правления на территории региона функционировал собственный концлагерь, «обслуживавшийся» украинскими парамилитариями из местного формирования «Карпатская Сичь» и из галицийской ОУН. Сидели в лагере «враги режима», в основном из числа русо- и русинофилов и евреев.

15 мая 1939 года на несколько дней Карпатская Украина стала независимым государством, но затем была быстро оккупирована венгерскими войсками – к 18 мая они взяли территорию региона под контроль. Венгерские власти запретили уркаинофильство, лояльно отнеслись к русо- и русинофилам и активно стали предпринимать меры по выделению отдельной карпаторусинской национальности, как они это уже практиковали в XIX веке. Так что понятно, почему и сегодня многие карпато-русинские активисты исповедуют довольно провенгерские взгляды (по крайней мере, с симпатией говорят о роли венгров в своей истории). Обвинения же украинских националистов в «работе на венгров» в отношении этих активистов я, однако, считаю скорее преувеличением.

Украинофилы вернулись в Прикарпатскую Русь после Второй Мировой, когда она вошла в состав СССР. В 1920-е годы ещё Коммунистическая партия Советского Союза объявила население южных Карпат украинцами и заявила о необходимости включения их земель в состав Советской Украины. После Второй Мировой войны украинизация была проведена с впечатляющей сталинской эффективностью. Этноним «русины» был запрещён, люди с «неправильными» классовыми, политическими и национальными взглядами отправлены в ГУЛАГ, сельское хозяйство коллективизировано, и даже время переведено с центрально-европейского на московское, а затем на киевское.

Однако местное время и местный язык сохранились в советские годы. В соседней Чехословакии коммунистические власти попытались повторить опыт советских товарищей, включая украинизацию, но это привело к несколько иным результатам – русины предпочитали становиться скорее словаками, чем украинцами. В ходе предпринятых в 1968 году либеральных реформ карпато-русины выдвигали требования обучения своих детей в школах на русинском языке, а не на украинском. Сегодня в восточной Словакии можно наблюдать конфликт между украино- и русинофилами, причём русинофилы явно побеждают. В украинском Закарпатье украинофилия является государственной идеологией и карпато-русины не признаются отдельной национальностью. В официальных документах используется термин русино-украинцы, и его также используют национальные русинские активисты для обозначения тех, кто по их мнению, не слишком привержен национальному делу.

Надо заметить, что в преддверии принятия декларации о суверенитете Украины в 1991 году 78,2%, принявших участие в местном референдуме проголосовали за предоставление краю автономии, что украинскими властями так и не было реализовано. Любопытная параллель может быть проведена между нынешним отношением украинских властей к русинскому вопросу и отношения властей Российской империи к украинскому вопросу в XIX веке. Российские власти также не признавали существования отдельной украинской нации и всячески препятствовали развитию местного национального движения. Теперь по тому же пути идут власти Украины в отношении русинов.

Леош Томичек (Чехия)


http://old.win.ru/Mysteries-of-History/6335.phtml

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Павло Чучка подитожил 2011 год тремя новыми могилами в Деци - Юле, Юре и Украине.

Павло Чучка подитожил 2011 год тремя новыми могилами в известной ужгородской корчме "Деца у нотаря" - Юле, Юре и Украине.
В 2011 году произошла смена эпох, не только в русинском движении. 2011 можно сравнить с 1991 годом, по крайней мере в Закарпатье-Подкарпатской Руси по многим моментам, не только с фактической кончиной Украины в Закарпатье-Подкарпатской Руси, и не только по версии П.Чучки.
Для примера сравнивать происходящее в cетевом русинском движении не с чем. Ни с Народной Радой Закарпатья (НРРЗ), ни с венгерскими общественными организациями, ни с кланом Балоги, ни с украинской властью на территории русинов на юг от Карпат.
Во всех перечисленных структурах нет комплексной общности совместных действий, выходящих за рамки обычных форм сотрудничества в отличии от сетевого русинского движения (СДР) – и как следствие, СДР образует новую форму субъекта сетевой субъект. Субьектность русинского народа, и сетевой субъект, как одна из структур созданных русинским народом, являются звеньями одной цепи.
Русинское сетевое движение функционирует в соответствии со своей собственной динамикой, без контроля со стороны как украинских, так и любых других регуляторов, и между тем оно дисциплинирует и определяет общественное мнение, формирует политическую повестку дня, не только среди русинов на территории русинов на юг от Карпат.
Человек в праве создавать столько реальностей сколько хочет, тем более использовать для своих нужд. Но надо различать их идентичности в конкретных случаях. Их значение, вес и влияние. Мы недалеко ушли от Сократа в плане изучения законов существования человеческого общества в мире, поэтому к изучению жизни человека в сети надо подходить с осторожностью и не с критериями автоматизированных систем управления. Ибо у монитора сидит все тот же человек, обладающий не вписывающейся в парадигму IT категорией души. Так что механически относить 28,2 тыс. участников группы "Республика Подкарпатская Русь" в социальной сети "Одноклассники" к "виртуалам", как некой бесформенной, мертвой массе, как это пытаются сделать представители "украинской власти" обречены. Они прекрасно понимают, что не нравится русинам украинская реальность. Поэтому всячески пытаются воспрепятствовать, публичной, легальной деятельности альтернативной русинской реальности.  И ведь не зря говорят:"Если пришло время идеи, нет той силы, которая её бы остановила"(с). Это именно тот случай!
Понятно дело, что сетевое, или как они (Староста, Палинкаш)  называют "виртуальное"  украинским спецслужбам  подобную сетевую структуру развалить невозможно, а контролировать тем более. А так бы хотелось, ан нет. Ни адреса, куда можно выслать повестку на допрос в СБУ, ни возможности нагрянуть с ночным обыском. Ну то хоть признать их нелегитимными, лишить так сказать хоть так их голоса. Для них бы это, было очень удобно и выгодно. РСД ничем их порадовать не может — у русинского сетевого движения все отлично.
Везде и все, в русинском движении, где Староста и Палинкаш не могут принять участие в контроле, создании склок, или в развале, в их понимании нелегитимно. И это мнение двух человек (или одного из них), потом выдается украинскими властями за мнение русинских организаций. И многократно его тиражируют.
И невдомек Палинкашу, что он своими заявлениями против сетевого русинского движения, полностью дискридитирует организацию, якобы от имени которой, он сделал заявление! Речь идет о Народной Раде Русинов Закарпатья.
Понятно дело М.Томчаний, И.М.Туряница, о.Димитрий Сидор, люди которые не просто боролись в русинстве, за русинский народ, но и конкретно пострадали от гонений и преследований украинских властей. Их слово имеет вес, и к их мнению всегда прислушиваются, но заявления каких то......
О "русине" Палинкаше бывшем председателе сельсовета с.Криве Тячевского района, услышали уже после того, как услышали о его родном брате председателе Виноградовской районной организации ВО "Свобода" Владимире Палинкаше. Приблизительно так же услышали перед 2 Европейским Конгрессом Подкарпатских Русинов и о виноградовском "русине" Старосте, родном брате Ивана Бушко из Закарпатской обладминистрации.
Казалось бы, а при чем здесь русины? Ведь еще год назад, после уничижительных разоблачений Старосты Николая в сотрудничестве с СБУ и яшкании с Палинкашом цепочка замкнулась, и все стало на свои места. Агенты СБУ на свои, русины на свои. И тут вдруг какие то "претензии" от имени русинской организации с уст Палинкаша.
Одна связь и пособничество с украинскими спецслужбами этих "русинов", это все равно, что в годы ВОВ связь и сотрудничество с фашистами на оккупированных территориях, когда предатели сдавали свой народ фашистам. Отсюда просто мерзко слышать от этих двух, даже трудно название подобрать наиболее культурно и нейтральное - представителей пятой колоны на территории русинов на юг от Карпат.
Кстати, даже то, что в период репрессий против русинов, сетевое русинское движение начало резко расти, выпадает из общего ряда. В то время, как  НРРЗ с их как бы "влиянием", и представительством в органах "украинской власти", как выразился Палинкаш, не смогли и не захотели противостоять новейшим антирусинским преследованиям русинского народа со стороны "украинских властей".
Для самостоятельной же работы, по будущему территории русинов на юг от Карпат, как и русинскому вопросу у многих нет ресурсов, не говоря уже о субъектности...
И ресурсов нет не только у НРРЗ, кроме сетевого русинского движения, их нет ни у одной политической, или общественной силы в Закарпатье-Подкарпатской Руси. Проще говоря, им будущего не надо! Их устраивает настоящее. Но это не устраивает русинский народ, который сформировал видение будущего, создал свои реальные государственные институты на территории русинов на юг от Карпат.
Русинскому сетевому движению удалось создать русинское ядро - а это абсолютное большинство - НОРМАЛЬНЫХ людей, которые живут, соблюдая мораль и нравственность, в меру компромиссны, заняты работой, семьёй и творчеством. Опять наверху - в СМИ, интернете, на улицах украинская пена - крикуны, демагоги, аферисты, слышно только их. Орут с разных сторон. Одни - против банды Януковича, под этим они понимают как власть своих, очередной переделёж, сведение счётов, другие - за выборы в ВР, рекламируя ту же серую зону в Закарпатье-Подкарпатской Руси, третьи еще за что-то. И все кричат громко, нагло, бездоказательно, подтасовывая факты, оскорбляя всех, кто с ними хоть в чём-то не согласен.
И только у русинского народа, за 20 лет, цели остались неизменны - реализация результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года и признание русин..
А от "украинской власти"начинает рвать, даже от одного упоминания об "украинской власти", или перечисления фамилий,  опять таки из "серой зоны" "кандидаты" например: Иван Балога, Павло Балога, Виктор Балога, Иван Бушко, Василь Ковач, Сергей Мошак.....
Вот они кровопийцы народа! Вот сейчас понятно, кто и дальше хочет грабить территорию русинов на юг от Карпат. Вот кто и дальше нагло, в открытую собирается пить кровь народа, возведя это в ранг добродетелей!!! Одно ворье, жулье, и прочая нечисть.
Русинское движение поддерживает предложения закарпатских предпринимателей выдвинутых 6.01.2012 года в г.Мукачево.о том что:
1. Озвученная инициатива Николая Тарариева, как акция противоречит чаяниям жителей территории русинов на юг от Карпат, прежде всего результатам Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года и всем принятым ранее решениям русинских конгрессов. Более того, в настоящее время даже подобная постановка вопроса вредна. Особенно на международном уровне. Речь может идти только о поднятии вопроса перед Чешскими властями, но в контексте реализации результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года и ранее принятых русинскими конгрессами решений.
Русинское движение согласно с предложением закарпатских предпринимателей, о том, что статус такой акции возможен только как - информационная акция. Эта акция предтеча, подготовка к официальной подаче документов, со стороны правительства Подкарпатской Руси, уведомления Чешских властей о том, что русинский народ, как субъект, начал самостоятельно реализацию результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года, согласно принятых ранее решений.
Результат акции Тарариева должно быть - передача письма Чешским властям, от имени русинского движения, и с формулировкой русинского движения, об уведомления Чешских властей, как правоприемника,   о том, что русинский народ, как субъект, начал самостоятельно реализацию результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года, согласно принятых ранее решений.
Николай Тарариев, передает, как физического лицо-гражданин Чехии, по собственной инициативе. В этом случае русинское движение может дать полномочия на такую акцию, согласно оговоренных выше условий.
Т.е. уведомительный способ.  Что в связи с тем, что Украина не реализовала результаты Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года, русинский народ, как субъект, через свои госструктуры, проведет реализацию результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года самостоятельно. И русины, ставят Чехию в известность о начавшейся подготовке к полномасштабной реализации результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года.
Вот с такой постановкой вопроса, и акцентацией, что Чехия, как один из правоприемников территории русинов на юг от Карпат наряду с Россией, можно.  Статус этой акции информативный, чтобы в принципе эта проблема "засветилась" в Чехии. Особенно если удастся привлечь чешские СМИ.
Второй этап, должны пойти документы уже от правительства Подкарпатской Руси, официально. Пакетом.
В таком варианте, русинское движение,  поддержит инициативу Николая Тарариева. Тогда эта информационная акция вписывается в канву принятых ранее русинами решений о реализации результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года.
2. Включить в список пятой колоны на территории русинов на юг от Карпат Палинкаша Ивана и Старосту Николая и их родственников за провокации и ущемление прав русинского народа и  за распространение антирусинской провокаций. Принять за основу, что любые тексты подписанные Н.Старостой, или И.Палинкашом от имени русинов, или к русинам воспринимать, как антирусинскую провокацию со всеми вытекающими последствиями.
3. Русинское движение обращается к правительству РПР, русинским конгрессам (ЕКПР и ВКПР), Всемирному Совету Подкарпатских Русинов поддержать инициативы закарпатских предпринимателей.

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Мир праху Марии


 Alaxander Rusin

В понедельник 7 ноября на 91 году ушла из жизни военный ветеран, полковник в запасе, кавалер одена Красного знамени,Чехословацкого военного креста ( 1943 г.), высшей награды ЧР -ордена Белого льва (2010) г.) и ряда других наград (около пятидесяти) Мария Лялько-Ластовецка. Земля ей пухом.

В официальном некрологе http://www.novinky.cz/domaci/250079-zemrela-slavna-odstrelovacka-z-bitvy-o-sokolovo.html Марию Лялько называют "волынской чешкой". Оказывается, мистификаторы новейшей истории чувствуют себя вольготно не только на Украине, но и в сегодняшней Чехии.

Мария Лялько (девичья фамилия Петрущак) "волынской чешкой" не может быть ни с какой стороны.По определению. Родилась Мария Петрущак 3. 12. 1920 в городке Городенка, (повят Городенка, воеводство Станислав) Польша.Вместе со своей сестрой Надеждой воспитывалась у своей тети.

Со своим первым мужем Михаилом Лялько Мария познакомилась в очереди за хлебом в Станиславе.

Михаил Лялько, русин, из с. Волосянка на Подкарпатской Руси, как и десятки тысяч его сверстников, одурманенный коммунистической пропогандой, после оккупации Венгрией в марте 1939 г. своего края,нелегально перешел уже на то время Чехословацко-советскую границу с целью попасть в райскую страну "рабочих и крестьян".В отличие от своих сверстников ему несказанно повезло, при переходе границы его не задержали,не осудили " тройкой" за нелегальный переход границы и не отправили в ГУЛАГ.

Михаил попросил руки Марии и воспитывавшая двух сирот тетя на их брак охотно согласилась. Перед надвигавшейся с запада войной Михаил и Мария перебираются в Рязань. Однако долго здесь не задержались. Вместе с эвакуированными жителями Рязани они попали в Срднюю Азию. Здесь Михаил ремонтировал двигатели, Мария работала в колхозе. В начале 1942 г., по радио и в газетах появилась новость: чехословаки, проживающие на территории Союза (в любом месте), имеете возможность добровольно вступить в формирующуюся в Бузулуке чехословацкую воинскую часть.

Михаил долго не раздумывал и как гражданин Чехословакии немедленно отправился в Бузулук. При этом он пообещал, что как только появится малейшая возможность он позаботится и о Марии. И действительно, два месяца спустя в адерсс Марии пришла телеграмма за подписью самого Л.Свободы с разрешением о ее вступлении в воинскую часть в Бузулуке.

В воинскую часть Мария была принята шестая по порядку женщина. Только две из них были замужем.

Снайпером Мария стала чисто случайно. При проведении стрельб с участием советских генералов с новыми карабинами Токарева SVT 1940 с магазином в 10 патронов, с расстояния 100 м. Мария тремя патронами поразили все три цели. Было принято решение направить ее на трехмесячные курсы снайперов.

Таким образом, она стали единственным снайпером в чехословацком корпусе (ее коллега, Ванда,заболее тропической малярией и часть уже не вернулась)

В битве у Соколова Мария находилась в охране командира роты.Выстрелами из снайперской винтовки подавила пулеметное гнездо противника.

Ее супруг Михаил Лялько тем временем в Тамбове успешно окончил курсы танкистов

Под Дуклой Мария была ранена.Воевали вместе с супругом вплоть до конца войны.Мария со своей ротой была еще в уже освобожденной Остраве как ее муж, Михаил Лялько, решил вернуться домой, на свою Родину- Подкарпатскую Русь. Ему там уже тяжело больной дальний родственник обещал пост начальника милиции. Мария ехать с ним отказалась. Разъехались не разведенными, а поскольку развод дистанционно был в то время вопросом сложным, то ситуации помог знакомый юрист ее подруги. Таким образом, ее первый партнер остался на Подкарпатской Руси (начальник Управления МВД по Закарпатской области с 5.1957 по 4.1970 (подполковник - полковник - комиссар милиции III-го ранга Лялько Михаил Петрович ( 1914-1992), для второго аптекаря она оказалась, (уже после свадьбы) не достаточно подходящей парой, третьего мужа она пережила.

После войны из армии она не демобилизировалась, поскольку стала офицером по призванию. Закончила курсы санитарных сестер и работала на должности старшей медицинской сестры в военном госпитале в Брно. В 1953 г.она была в должности старшего лейтенанта из армии уволена с назначением полной пенсии по инвалидности. После армии около 20 лет она работала в качестве гида в туристической компании Čedok...
http://www.facebook.com/