Category: политика

Category was added automatically. Read all entries about "политика".

rusin, rusyn, русины

Подкарпатская Русь и «зарубежные русины»: разный взгляд на развитие русинского движения


Очень часто русинов называют «курдами Европы». Как известно, они являются народом, который разделен границами многих европейских государств. В некоторых странах Европы, Северной Америки и Австралии сложились достаточно крупные русинские национальные общины. Во всех этих государствах русины признаны самостоятельным народом, в независимости от того являются ли они автохтонными жителями или имеют заметную диаспору. Во многих из них созданы прекрасные условия для сохранения уникальной русинской культуры и самобытного языка. Национальное самосознание русинов не попирается ни в странах Европейского Союза, ни в США, ни в России. Украина — это единственное исключение, где русинская национальная идентичность до сих пор отрицается. И русины не устают об этом говорить.

Многочисленные факты, относящиеся к самым разным областям жизни: социальным отношениям, политике, культуре, общественной мысли, показывают, что в настоящее время существует определенная сложность отношений между русинами Подкарпатской Руси и русинами, которые проживают в других странах. Это определяется следующим фундаментальным обстоятельством: в Подкарпатской Руси русины все больше обретают черты единой этнической общности на собственной территории. В диаспоре же они продолжают вести существование как этнические меньшинства, включенные в общества других этнических групп.

Действительно, русинский народ вне Карпатского региона экономически и политически включен в инонациональные среды, а их культуры испытывают влияние культур тех народов, вместе с которыми они составляют гражданское общество. Поэтому русинские общины стоят перед своеобразным выбором, либо по возможности замкнуться в своей этнической общности, либо и дальше интегрироваться в общества стран, где они живут, что даст еще большую проблему ассимиляции.

Главный вопрос непонимания русинов Подкарпатской Руси и русинов в рассеянии признание в той или иной степени центральной роли территории современной Закарпатской области для русинов всего мира. Подкарпатские русины считают, что русинская жизнь в диаспоре является существенной, но маленькой частью русинства, которое не может навязывать остальным русинам свои идеологические и политические предпочтения. Русины вне Закарпатья утверждают, что заботы и тревоги о Подкарпатской Руси есть главное условие сохранения русинского этнического меньшинства. Этот вопрос осложняется тем, что именно «зарубежные» русины проводят разнообразные мероприятия в Карпатском регионе, а не наоборот, центр русинов поддерживает русинское этническое меньшинство за пределами Закарпатья. Что понимается как признание равного, и даже более высокого статуса диаспоры для существования русинского народа.

Этот вопрос осложняется тем, что Закарпатская область не имеет сегодня автономного статуса. Двадцать лет назад, в сентябре 1991 года, попытались восстановить историческую справедливость: был рассмотрен «вопрос о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины». Областная рада Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос «О статусе Закарпатской области». Референдум был проведен и 78% населения высказались за придание области статуса «специальной самоуправной территории», а значит автономии в составе Украины. Но это решение русинского народа было проигнорировано украинскими властями и не признается до сих пор.

Конечно, существования автономного образования усиливало бы чувство национального самосознания и этнокультурной самобытности русинов всего мира, содействовало бы ослаблению прогрессирующих ассимиляционных настроений у молодежи. Но именно поэтому Украина не может признать результатов референдума, так как отрицает само существование русинского народа. Если русины Подкарпатской Руси обретут автономию, то это положительно скажется на всех русинах мира, а это будет удар по всей идеологии украинства.

Следует отметить, что у мирового русинства нет более существенного центра чем Подкарпатская Русь. Ни одна из русинских общин, где русины проживают как коренное население или диаспора, в силу ряда причин не может стать центром для всего русинского мира. И хотя русинская диаспора признает ключевую роль Подкарпатской Руси в национальном возрождении, но не упускают случая намекнуть на некоторую зависимость русинского движения на территории современной Украины, особенно от североамериканских русинов.

Своя точка зрения у диаспоры и на дальнейшее политическое развитие русинского движения. Если «зарубежные» русины мира главной целью ставят развитие русинской культуры, то русины Подкарпатской Руси ставят на первый план политические вопросы.

По мнению активистов русинского движения, кроме песни и танца Мировой Конгресс Русинов должен бы поднимать и правовые вопросы защиты русинского народа перед Европейским сообществом и руководством Украины, которая единственная в мире так до сегодняшнего дня и не признала русинов на официальном уровне и продолжает политику дискриминации русинов по национальному признаку.

Русины Закарпатья считают, что главной целью русинского движения является провозглашение автономии в составе Украины. Русины диаспоры рассматривают русинское движение как средство сохранения этнической консолидированности русинов, поддержания их культурно-духовной самобытности. Можно отметить, что внутри русинского движения сложилось два течения: русины Закарпатской области выступают за защиту политического и этнокультурного эгоизма русинского населения, а зарубежные русины в большинстве своем говорят только о «культурной автономии».

Из этого следует вывод, что национальная идея у зарубежных русинов и русинов Подкарпатской Руси не только отличается, но иногда и прямо противоположна.

На данном историческом этапе важно официально задекларировать официальную политику русинов Подкарпатской Руси по отношению к диаспоре и зарубежных русинов к свои соплеменникам на территории современной Закарпатской области. Это можно выразить следующим образом:

- Подкарпатская область – Родина и национальный центр для всех русинов, где бы они ни проживали;

- Каждый русин в диаспоре должен быть максимально интегрирован в общество страны проживания, но при этом максимально сохранять этническую особенность и приверженность национальным ценностям.

Григорий Миронов
http://ua-reporter.com/content/116812
rusin, rusyn, русины

СПОРЫ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ КАРПАТО-РУСИН В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

ЛЕОШ ТОМИЧЕК:
СПОРЫ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ КАРПАТО-РУСИН В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Леош Томичек (Чехия) суммирует историю национального движения в Закарпатье, которую можно охарактеризовать как долгое противостояние между русо- и украинофилами, с победами и поражениями на каждой стороне.




Национальное движение в Закарпатье уходит корнями в век, когда идеи Гердера об одном народе и языке в Габсбургской империи стали воплощаться в гражданской политике Австро-Венгрии. На северо-востоке им стали противостоять пестуемые интеллигенцией чувства национального самосознания нескольких народов.

Часть интеллектуалов, которую мы можем называть русофилами (московитами) придерживалась той точки зрения, что жители Закарпатья и Галиции – это часть общей русской нации, проживающей от Тихого океана до Карпат. Они не придавали большого значения лингвистическим различиям. Был у них, в частности, такой характерный аргумент: венецианцы и сицилийцы вряд ли поймут диалекты друг друга, но итальянские националисты в равной мере считали и тех и этих частью единой итальянской нации. Панрусская самоидентификация для образованной части населения была довольно естественна даже в силу самоназвания – русы. Местные аборигены в Закарпатье называли и местами называют себя до сих пор русинами, что означает «те, кто происходит от русов» (или «от Руса»).

Символической фигурой интеллектуального оживления русинского движения в 19 веке был Александр Духнович. О нём известно, что он упорно боролся против венгеризации (мадъяризации) русин так же, как его чешские современники сопротивлялись германизации. Когда русские войска проходили через Прешов (ныне это город в Восточной Словакии) для подавления восстания в Венгрии (1848), он выражал в своём дневнике большую радость по этому поводу. Интересно, что, будучи русофилом, Духнович оставался в Униатской церкви. Впрочем, уния рассматривалась как нечто навязанное польскими и венгерскими властями, а не как проявление самоидентичности.

Венгерские власти, опасаясь этого потенциально оппозиционного фактора, начали борьбу с русинским самосознанием (вернее будет сказать – угро-русинским, так как наименование «русины» использовалось на Украине и в других регионах). Однако русофильское движение в Северо-Восточной Венгрии (ныне Восточная Словакия и Закарпатский регион Украины) становилось всё сильнее. Появился феномен, известный как «возвращение в православие». Православие всегда ассоциировалось с Россией и рассматривалось как альтернатива поддерживаемой властями унии.

С «возвращением в православие» связано имя ещё одной известной личности – святого Максима (Сандовича), проповедывавшего на Лемковщине (теперь это территория юго-восточной Польши). Сандович получил религиозное образование на Волыни (бывшей в то время под властью России) и его судьба представляет собой яркий образец судеб русинских русофилов в период Первой мировой войны. Его казнили, как и многих других его единомышленников. Многие австро-венгерские русофилы погибли в концентрационных лагерях в Таллерхоффе (на территории современной Австрии) и в Терезине (на территории современной Чехии), которые были, возможно, первыми концлагерями в Европе.

Другой известной фигурой в истории «возвращения в православие» был Александр Тос, бывший униатский священник, посланный в Америку и вошедший там в конфликт с католическим духовенством. Он до своей смерти в 1909 году способствовал переходу в православие около 25 000 русин из американской диаспоры. Однако на юге Карпатского региона австро-венгерские репрессии распространение русофилии и православия не остановили. Под властью Чехословакии после Первой мировой это движение продолжалось, усиленное теперь бежавшими от большевиков из России. Митрополит Лавр, сыгравший ключевую роль в воссоединении Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ; ROCOR) с Церковью-матерью, родился неподалёку от монастыря РПЦЗ в Ладомирове, в восточной Словакии. Сегодня около 70% населения Закарпатья относится к юрисдикции Московского патриархата и около 30% – к Униатской церкви.

О закарпатских униатах следует знать одну интересную вещь. Они не относятся к Греко-католической Украинской церкви и попытки её епископов в 1990-е объединить их приходы со своими привели к конфликту, в который пришлось вмешаться самому Ватикану. Местное население было признано курией неукраинским и местный викариат подконтролен напрямую Риму. Сегодня среди православной части русин по-прежнему присутствуют русофильские настроения, в том числе среди североамериканской диаспоры. Православного священника из Закарпатья, о. Дмитрия Сидора, часто называют духовным лидером карпато-русин, рассматривающим их как четвёртую восточно-славянскую национальность и часть одновременно славяно-православной цивилизации.

Карпато-русинское движение в Закарпатье сегодня поднимает скорее вопрос о национальном самоопределении, чем о соединении с русским этносом. Активисты движения в своих декларациях апеллируют к «русинству», а не к «карпато-русинству». Пол Роберт Магочий использует термин «русинофилы», чтобы определить тех, кто ратует за то, что русины – это отдельная национальность. Русинофилы могут быть православными и прорусскими по своим взглядам – но не обязательно, примером чему является сам Магочий. Третья группа, которая продвигает собственные взгляды на то, какова идентичность карпато-русин – это украинофилы. Они, соответственно, считают, что русины – это часть украинской нации.

Известно, что население Малороссии и ряда территорий Австро-Венгрии называло себя «русинами» задолго до появления украинского национализма. Последний стремился создать украинскую нацию из малоросского (согласно этнографической терминологии тех дней) этноса. Этот лагерь предпочитал и предпочитает использовать выражение «русино-украинцы», довольно искусственное, но увязывающее русин с украинцами. В Южных Карпатах до появления независимой Чехословакии украинофилов было немного. После установления чехословацкого контроля в регионе Прикарпатья, власти пригласили сюда многих образованных выходцев из Галиции и бывшей Российской империи в целом, предложив им заняться борьбой с неграмотностью, охватывавшей в то время до 70% местного населения.

За образованием последовала «национализация» сознания. Часть тех иммигрантов была русофилами, другие – украинофилами. Между двумя этими группами шла политическая борьба в межвоенные годы. Магочий полагает, что украинофилы были более динамичны, и возможно прав в этом, но сам же признаёт, что это не слишком отражалось на итогах местных выборов. В чехословацкий парламент проходили в основном русофилы, а родители русинских детей голосовали на референдуме по вопросам языков образования за русинский и русский.

Но осенью 1938 года на улицу украинофилов пришёл праздник. Постмюнхенская Чехословакия была лишена своих областей в Богемии и Моравии, населённых в значительной мере немцами, а также своих естественных границ в лесах и горах и военно-фортификационных линий, их укреплявших. После этого страна была фактически предоставлена усмотрению нацисткой Германии и выполняла её волю. Немцы решили дать автономию Словакии и Прикарпатской Руси, что чехословацкие власти отказывались делать до того.

Русинофил Андрей Бродий стал первым губернатором Прикарпатской Руси. Но за провенгерскую активность по подсказке из Германии он был арестован через несколько дней после вступления в должность. Его сменил украинофил Августин Волошин. Он превратил регион в однопартийное государство с единственным официальным языком – украинским, и изменил название региона с Прикарпатской Руси на Карпатскую Украину. Во время его короткого правления на территории региона функционировал собственный концлагерь, «обслуживавшийся» украинскими парамилитариями из местного формирования «Карпатская Сичь» и из галицийской ОУН. Сидели в лагере «враги режима», в основном из числа русо- и русинофилов и евреев.

15 мая 1939 года на несколько дней Карпатская Украина стала независимым государством, но затем была быстро оккупирована венгерскими войсками – к 18 мая они взяли территорию региона под контроль. Венгерские власти запретили уркаинофильство, лояльно отнеслись к русо- и русинофилам и активно стали предпринимать меры по выделению отдельной карпаторусинской национальности, как они это уже практиковали в XIX веке. Так что понятно, почему и сегодня многие карпато-русинские активисты исповедуют довольно провенгерские взгляды (по крайней мере, с симпатией говорят о роли венгров в своей истории). Обвинения же украинских националистов в «работе на венгров» в отношении этих активистов я, однако, считаю скорее преувеличением.

Украинофилы вернулись в Прикарпатскую Русь после Второй Мировой, когда она вошла в состав СССР. В 1920-е годы ещё Коммунистическая партия Советского Союза объявила население южных Карпат украинцами и заявила о необходимости включения их земель в состав Советской Украины. После Второй Мировой войны украинизация была проведена с впечатляющей сталинской эффективностью. Этноним «русины» был запрещён, люди с «неправильными» классовыми, политическими и национальными взглядами отправлены в ГУЛАГ, сельское хозяйство коллективизировано, и даже время переведено с центрально-европейского на московское, а затем на киевское.

Однако местное время и местный язык сохранились в советские годы. В соседней Чехословакии коммунистические власти попытались повторить опыт советских товарищей, включая украинизацию, но это привело к несколько иным результатам – русины предпочитали становиться скорее словаками, чем украинцами. В ходе предпринятых в 1968 году либеральных реформ карпато-русины выдвигали требования обучения своих детей в школах на русинском языке, а не на украинском. Сегодня в восточной Словакии можно наблюдать конфликт между украино- и русинофилами, причём русинофилы явно побеждают. В украинском Закарпатье украинофилия является государственной идеологией и карпато-русины не признаются отдельной национальностью. В официальных документах используется термин русино-украинцы, и его также используют национальные русинские активисты для обозначения тех, кто по их мнению, не слишком привержен национальному делу.

Надо заметить, что в преддверии принятия декларации о суверенитете Украины в 1991 году 78,2%, принявших участие в местном референдуме проголосовали за предоставление краю автономии, что украинскими властями так и не было реализовано. Любопытная параллель может быть проведена между нынешним отношением украинских властей к русинскому вопросу и отношения властей Российской империи к украинскому вопросу в XIX веке. Российские власти также не признавали существования отдельной украинской нации и всячески препятствовали развитию местного национального движения. Теперь по тому же пути идут власти Украины в отношении русинов.

Леош Томичек (Чехия)


http://old.win.ru/Mysteries-of-History/6335.phtml

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Павло Чучка подитожил 2011 год тремя новыми могилами в Деци - Юле, Юре и Украине.

Павло Чучка подитожил 2011 год тремя новыми могилами в известной ужгородской корчме "Деца у нотаря" - Юле, Юре и Украине.
В 2011 году произошла смена эпох, не только в русинском движении. 2011 можно сравнить с 1991 годом, по крайней мере в Закарпатье-Подкарпатской Руси по многим моментам, не только с фактической кончиной Украины в Закарпатье-Подкарпатской Руси, и не только по версии П.Чучки.
Для примера сравнивать происходящее в cетевом русинском движении не с чем. Ни с Народной Радой Закарпатья (НРРЗ), ни с венгерскими общественными организациями, ни с кланом Балоги, ни с украинской властью на территории русинов на юг от Карпат.
Во всех перечисленных структурах нет комплексной общности совместных действий, выходящих за рамки обычных форм сотрудничества в отличии от сетевого русинского движения (СДР) – и как следствие, СДР образует новую форму субъекта сетевой субъект. Субьектность русинского народа, и сетевой субъект, как одна из структур созданных русинским народом, являются звеньями одной цепи.
Русинское сетевое движение функционирует в соответствии со своей собственной динамикой, без контроля со стороны как украинских, так и любых других регуляторов, и между тем оно дисциплинирует и определяет общественное мнение, формирует политическую повестку дня, не только среди русинов на территории русинов на юг от Карпат.
Человек в праве создавать столько реальностей сколько хочет, тем более использовать для своих нужд. Но надо различать их идентичности в конкретных случаях. Их значение, вес и влияние. Мы недалеко ушли от Сократа в плане изучения законов существования человеческого общества в мире, поэтому к изучению жизни человека в сети надо подходить с осторожностью и не с критериями автоматизированных систем управления. Ибо у монитора сидит все тот же человек, обладающий не вписывающейся в парадигму IT категорией души. Так что механически относить 28,2 тыс. участников группы "Республика Подкарпатская Русь" в социальной сети "Одноклассники" к "виртуалам", как некой бесформенной, мертвой массе, как это пытаются сделать представители "украинской власти" обречены. Они прекрасно понимают, что не нравится русинам украинская реальность. Поэтому всячески пытаются воспрепятствовать, публичной, легальной деятельности альтернативной русинской реальности.  И ведь не зря говорят:"Если пришло время идеи, нет той силы, которая её бы остановила"(с). Это именно тот случай!
Понятно дело, что сетевое, или как они (Староста, Палинкаш)  называют "виртуальное"  украинским спецслужбам  подобную сетевую структуру развалить невозможно, а контролировать тем более. А так бы хотелось, ан нет. Ни адреса, куда можно выслать повестку на допрос в СБУ, ни возможности нагрянуть с ночным обыском. Ну то хоть признать их нелегитимными, лишить так сказать хоть так их голоса. Для них бы это, было очень удобно и выгодно. РСД ничем их порадовать не может — у русинского сетевого движения все отлично.
Везде и все, в русинском движении, где Староста и Палинкаш не могут принять участие в контроле, создании склок, или в развале, в их понимании нелегитимно. И это мнение двух человек (или одного из них), потом выдается украинскими властями за мнение русинских организаций. И многократно его тиражируют.
И невдомек Палинкашу, что он своими заявлениями против сетевого русинского движения, полностью дискридитирует организацию, якобы от имени которой, он сделал заявление! Речь идет о Народной Раде Русинов Закарпатья.
Понятно дело М.Томчаний, И.М.Туряница, о.Димитрий Сидор, люди которые не просто боролись в русинстве, за русинский народ, но и конкретно пострадали от гонений и преследований украинских властей. Их слово имеет вес, и к их мнению всегда прислушиваются, но заявления каких то......
О "русине" Палинкаше бывшем председателе сельсовета с.Криве Тячевского района, услышали уже после того, как услышали о его родном брате председателе Виноградовской районной организации ВО "Свобода" Владимире Палинкаше. Приблизительно так же услышали перед 2 Европейским Конгрессом Подкарпатских Русинов и о виноградовском "русине" Старосте, родном брате Ивана Бушко из Закарпатской обладминистрации.
Казалось бы, а при чем здесь русины? Ведь еще год назад, после уничижительных разоблачений Старосты Николая в сотрудничестве с СБУ и яшкании с Палинкашом цепочка замкнулась, и все стало на свои места. Агенты СБУ на свои, русины на свои. И тут вдруг какие то "претензии" от имени русинской организации с уст Палинкаша.
Одна связь и пособничество с украинскими спецслужбами этих "русинов", это все равно, что в годы ВОВ связь и сотрудничество с фашистами на оккупированных территориях, когда предатели сдавали свой народ фашистам. Отсюда просто мерзко слышать от этих двух, даже трудно название подобрать наиболее культурно и нейтральное - представителей пятой колоны на территории русинов на юг от Карпат.
Кстати, даже то, что в период репрессий против русинов, сетевое русинское движение начало резко расти, выпадает из общего ряда. В то время, как  НРРЗ с их как бы "влиянием", и представительством в органах "украинской власти", как выразился Палинкаш, не смогли и не захотели противостоять новейшим антирусинским преследованиям русинского народа со стороны "украинских властей".
Для самостоятельной же работы, по будущему территории русинов на юг от Карпат, как и русинскому вопросу у многих нет ресурсов, не говоря уже о субъектности...
И ресурсов нет не только у НРРЗ, кроме сетевого русинского движения, их нет ни у одной политической, или общественной силы в Закарпатье-Подкарпатской Руси. Проще говоря, им будущего не надо! Их устраивает настоящее. Но это не устраивает русинский народ, который сформировал видение будущего, создал свои реальные государственные институты на территории русинов на юг от Карпат.
Русинскому сетевому движению удалось создать русинское ядро - а это абсолютное большинство - НОРМАЛЬНЫХ людей, которые живут, соблюдая мораль и нравственность, в меру компромиссны, заняты работой, семьёй и творчеством. Опять наверху - в СМИ, интернете, на улицах украинская пена - крикуны, демагоги, аферисты, слышно только их. Орут с разных сторон. Одни - против банды Януковича, под этим они понимают как власть своих, очередной переделёж, сведение счётов, другие - за выборы в ВР, рекламируя ту же серую зону в Закарпатье-Подкарпатской Руси, третьи еще за что-то. И все кричат громко, нагло, бездоказательно, подтасовывая факты, оскорбляя всех, кто с ними хоть в чём-то не согласен.
И только у русинского народа, за 20 лет, цели остались неизменны - реализация результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года и признание русин..
А от "украинской власти"начинает рвать, даже от одного упоминания об "украинской власти", или перечисления фамилий,  опять таки из "серой зоны" "кандидаты" например: Иван Балога, Павло Балога, Виктор Балога, Иван Бушко, Василь Ковач, Сергей Мошак.....
Вот они кровопийцы народа! Вот сейчас понятно, кто и дальше хочет грабить территорию русинов на юг от Карпат. Вот кто и дальше нагло, в открытую собирается пить кровь народа, возведя это в ранг добродетелей!!! Одно ворье, жулье, и прочая нечисть.
Русинское движение поддерживает предложения закарпатских предпринимателей выдвинутых 6.01.2012 года в г.Мукачево.о том что:
1. Озвученная инициатива Николая Тарариева, как акция противоречит чаяниям жителей территории русинов на юг от Карпат, прежде всего результатам Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года и всем принятым ранее решениям русинских конгрессов. Более того, в настоящее время даже подобная постановка вопроса вредна. Особенно на международном уровне. Речь может идти только о поднятии вопроса перед Чешскими властями, но в контексте реализации результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года и ранее принятых русинскими конгрессами решений.
Русинское движение согласно с предложением закарпатских предпринимателей, о том, что статус такой акции возможен только как - информационная акция. Эта акция предтеча, подготовка к официальной подаче документов, со стороны правительства Подкарпатской Руси, уведомления Чешских властей о том, что русинский народ, как субъект, начал самостоятельно реализацию результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года, согласно принятых ранее решений.
Результат акции Тарариева должно быть - передача письма Чешским властям, от имени русинского движения, и с формулировкой русинского движения, об уведомления Чешских властей, как правоприемника,   о том, что русинский народ, как субъект, начал самостоятельно реализацию результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года, согласно принятых ранее решений.
Николай Тарариев, передает, как физического лицо-гражданин Чехии, по собственной инициативе. В этом случае русинское движение может дать полномочия на такую акцию, согласно оговоренных выше условий.
Т.е. уведомительный способ.  Что в связи с тем, что Украина не реализовала результаты Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года, русинский народ, как субъект, через свои госструктуры, проведет реализацию результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года самостоятельно. И русины, ставят Чехию в известность о начавшейся подготовке к полномасштабной реализации результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года.
Вот с такой постановкой вопроса, и акцентацией, что Чехия, как один из правоприемников территории русинов на юг от Карпат наряду с Россией, можно.  Статус этой акции информативный, чтобы в принципе эта проблема "засветилась" в Чехии. Особенно если удастся привлечь чешские СМИ.
Второй этап, должны пойти документы уже от правительства Подкарпатской Руси, официально. Пакетом.
В таком варианте, русинское движение,  поддержит инициативу Николая Тарариева. Тогда эта информационная акция вписывается в канву принятых ранее русинами решений о реализации результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года.
2. Включить в список пятой колоны на территории русинов на юг от Карпат Палинкаша Ивана и Старосту Николая и их родственников за провокации и ущемление прав русинского народа и  за распространение антирусинской провокаций. Принять за основу, что любые тексты подписанные Н.Старостой, или И.Палинкашом от имени русинов, или к русинам воспринимать, как антирусинскую провокацию со всеми вытекающими последствиями.
3. Русинское движение обращается к правительству РПР, русинским конгрессам (ЕКПР и ВКПР), Всемирному Совету Подкарпатских Русинов поддержать инициативы закарпатских предпринимателей.

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Открытое письмо председателю Свитового конгресса русинов Дюра Папуга

Глубокоуважаемый председатель Свитового конгресса русинов Дюра Папуга!
Прошла неделя с момента окончания работы 11 СКР под Будапештом. До настоящего времени официально не опубликованы итоги работы форума, в частности резолюция делегатов 11 СКР. Вместо внятных, четких, принятых делегатами решений и результатов работы конгресса публикуются слухи, домыслы, а то и откровенно провокационные материалы недругов движения русинов и их целей во всем мире.
Надеемся, что по несомненному факту, который состоялся на 11 СКР (голосование по поводу принятия русинской организации в РФ), руководством конгресса будет дана развернутая позиция . Не хочется верить, что в наше время возможна откровенная дискриминация русинов по месту их проживания. Чем же заслужили русины, вынужденно находящиеся (временно) на территории России такую немилость?
Полагаем, только своевременная, открытая, публичная информация всего того, что произошло во время работы конгресса, может положить конец множащимся слухам и домыслам, не делающим ни чести ни авторитету русинскому движению в целом.
Подписи:

от Всемирного Совета Подкарпатских Русинов председатель В.Джуган,
от Европейского Конгресса Подкарпатских Русинов сопредседатель о.Д.Сидор,
от правительства Подкарпатской Руси премьер министр П.Гецко,
от Народной Рады Подкарпатской Руси глава В.Микулин.

http://rusinmaromorosh.livejournal.com/113884.html
В случае неизменности ситуации на юго-востоке,как и в Галичине единство Украины проблемно

Мировое украинство выиграет от независимой Галичины

Для мирового сообщества пришло время мирного решения проблемы "Галичина".Украина не способна решить

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Флаг Подкарпатской Руси на Северном Полюсе. 15 апреля 2011 г.

rusin, rusyn, русины

Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма. Часть 3: Независимость и право.

Collapse )

Недавно 17 из 20 зарегистрированных на Подкарпатской Руси русинских организаций поставили свои подписи под итоговым документом вновь образованного «Координационного Совета русинов». Документ, согласующий действия организаций по стратегическим вопросам, невусмысленно показал, что русинское движение неплохо структурировано. Все произошло без шума, без драки, не на «красном», а на правовом поле. Именно так работают русинские организации. Традиционно. Эти традиции имеют давнюю историю...

 

Collapse )

 

В этой ситуации оптимальным решением для властей Украины были бы незамедлительная ратификация договора "О Закарпатской Украине" и внесение в Конституцию соответствующих изменений с акцептацией волеизъявления народа на референдуме 1991г. Однако, руководство Украины пытается решить русинский вопрос репрессивными методами. Сознательно искажая положение вещей, политические круги Киева представляют русинское национальное движение безосновательным, выдуманным, иллюзорным, с навешиванием ярлыков "политический русинизм", "русинский сепаратизм", с прямыми угрозами русинским активистам. Категорически не признавая за русинским народом Закарпатья-«ПР» права на самоопределение, на "свободу воли" (имеющегося у него с 1918 г. и выраженного им на референдуме 1991 года, когда 78,2% населения края высказалось за статус "специальной самоуправляемой административной территории"), власти Украины от решения "русинского вопроса" фактически самоустранились.

В течении 18 лет независимости в крае проводится политика скрытого геноцида народа и планомерного разрушения его национальной среды обитания:

1) губительная рубка карпатских пралесов, нерациональное использование минеральных вод и редких полезных ископаемых.

2) загрязнение территории отходами обогатительного комбината свинцово-цинковых руд п.Мужиево и токсичными отходами, завозимыми из Европы.

3) до 300 тысяч русинов вынуждены искать источник существования для своих семей заграницей, ежегодно свыше 5000 русинов эмигрируют, что угрожает исчезновением коренного населения региона.

4) согласно разработанного правительством и скрываемого от общественности плана "Плана мероприятий... по решению проблемы русинов-украинцев" от 1996г. реализуется политика ассимиляции русинского народа, его насильственной украинизации, планомерно уничтожается русинский язык, традиции и культура самобытного народа.

Учитывая вышесказанное, необходимо через призму права рассматривать и вопросы провозглашения и восстановления 1.12.2008г. государственности «ПР». Указанные акты - это естественный результат действия и бездействия Украины. Не реализовав результаты Закарпатского референдума 1991 года, не признав национальность русин, не приняв во внимание рекомендации ООН, проводя "План мероприятий по уничтожению русинов", Украина нарушает международное право.

Право на самоопределение русинский народ реализовал еще в прошлом столетии вместе со словаками и чехами. Свой исторический выбор он подтвердил и в 1991 году на референдуме о самоуправляемой территории в составе Украины. Его право вновь могло быть реализовано в одной из трех форм:

1) статус автономии в рамках существующего государства;

2) создание собственного государства;

3) выход из состава того государства, в которое входит данный народ.

В условиях отсутствия реакции со стороны державного Киева русинскому народу остались последние два пункта. Поэтому 25.10.2008г. в г.Мукачево участники Европейского конгресса подкарпатских русинов подписали акт провозглашения русинской государственности и создания Республики «ПР» в границах 22.11.1938 г., а также утвердили исполнительное правительство.

В международном праве по поводу соотношения между принципом самоопределения народов и принципом территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения:

1) приоритет имеет принцип территориальной целостности;

2) приоритет имеет принцип самоопределения народов ;

3) оба принципа обладают равной юридической силой.

В случае с Республикой «ПР» и самоопределением подкарпатских русинов принцип территориальной целостности не нарушается. После распада СССР, Украина так и не ввела в свое правовое поле Закарпатскую область УССР. Более того, в течении 18 лет она не реализовала результаты референдума 1991 года. Т.е. оба главных принципа международного права не нарушаются и не вступают в противоречие друг с другом.

Следует отметить, что в случае «ПР» нет конфликта международных принципов права на самоопределение народа и территориальной целостности государства. Уже в Декрете о мире отражено, что: "Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее стороны желанию - все равно, выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях против национального гнета - не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение ее является аннексией, т.е. захватом и насилием". Т.е. статус Украины в «ПР» - государство, аннексировавшее ее и превратившее в свою колонию.

Поскольку любое право народов - это коллективное право, то его нарушение есть не что иное, как "массовое и грубое нарушение прав человека" (определение ООН). Иначе говоря, это нарушения международного характера, оправдать которые ссылкой на осуществление государством своей внутренней компетенции было бы неправомерно.

Республика «ПР» обладает всеми атрибутами и признаками государства: гимном, флагом, гербом, Конституцией, территорией, населением, а также правительством. При этом следует напомнить, что государство возникает из факта и, согласно "декларативной" теории признания, для своего возникновения и существования не нуждается в признании со стороны других государств. Так и «ПР» является государством с момента восстановления своей государственности независимо от того, признают ли его или нет. Одним из логических выводов из тезиса о государственности (а, стало быть, и международной правосубъектности «ПР») является то, что все государства, независимо от того, признают ли они или нет «ПР», обязаны соблюдать по отношению к ней нормы международного права, в т.ч., воздерживаться от агрессии против «ПР» и вмешательства в ее внутренние дела.

Никто не должен нарушать территориальную целостность и единство любого государства, в т.ч. и Украины. Но, во-первых, то, что нельзя делать другому государству - члену ООН, не запрещено русинскому народу в рамках осуществления им своего права на самоопределение: он имеет право выйти из состава Украины, не оглядываясь на территориальную целостность Украины. Во-вторых, территориальная целостность суверенного государства не должна нарушаться только при том условии, что это государство, в т.ч. Украина, действует с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов.

В период с 1.12.1991 по 1.12.2008г. Закарпатская область стала - и деюре, и дефакто - Неукраиной. И не важно какой статус придает Украина Республике «ПР» - она уже НЕЗАВИСИМА! Да, мировое сообщество не ко всякому "самоопределению" относится позитивно, называя стремящиеся к отделению от существующих государств движения сепаратисткими или, в случае использования ими насильственных методов борьбы, террористическими. Но в этом же мировом сообществе под правом на самоопределение понимается и национально-культурная, и национально-территориальная, и культурная автономия. Это право - на стороне «ПР». И именно эти права обсуждают наши политики на своем «Координационном Совете русинов».

Петр Гецко, Премьер-министр Правительства РПР (непризнанного)

http://www.premija-ru.eu/

ЕС озвучил сценарий по интеграции Западной Украины в ЕС.

Криминальное дело возбужденное Украиной против русинов, грубая фальсификация

Решение правительства Республики Подкарпатская Русь по ситуации с кредитами государства Украина-МВФ

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Венгры Закарпатья: Украину следует воспринимать как вражескую крепость?

26.01.2011 (10:18)
Расселение венгров в Европе
Расселение венгров в Европе

В Будапеште не учитывают недовольство Украины законом об упрощении процедуры получения венгерского гражданства для иностранных мадьяр. Видимо, тамошняя власть руководствуется восточным пословицей о собаках, которые лают, и караваном, который себе идет, пишет украинский политический эксперт Ярослав Свитлик в статье для закарпатской газеты "Старый замок Паланок".

"В целом похоже, что сегодня активное и, главное, качественное сотрудничество между Украиной и Венгрией выгодно обоим государствам. Киев надеется, что Венгрия, председательствует в ЕС в первой половине 2011 года, будет лоббировать евроинтеграционные интересы Украины. Будапешт, в свою
очередь, рассчитывает, что в благодарность за это украинская власть закроет глаза на то, что десятки тысяч ее граждан получат второй паспорт и нарушат Основной закон своей страны. Соседи также надеются, что Украина не будет реагировать на рост экономического, гуманитарного, а следовательно, и политического влияния Венгрии на нашей территории. Речь прежде всего о
Закарпатье", - отмечает автор.


Далее в материале говорится: "Есть версия, что, стремясь установить контроль над украинскими территориями, проще говоря над Закарпатьем, Будапешт использует метод воздействия на регион через диаспору. Мол, Венгрия стремится стать региональным лидером не только в Карпатском
еврорегионе, но и вообще в Центральной Европе. В разработанной национальной идеи - уже упомянутом проекте "Великая Венгрия" - рассматривается распространение ее влияния на регионы, где компактно проживают представители венгерской диаспоры: Южную Словакию, Трансильванию (Румыния), Воеводине (Сербия) и Закарпатскую область.

 

Collapse )
 


Указ ВС СССР от 22 января 1946 г. с момента его публикации, представляется юридически неправомерным

Поздравления русинского народа А.Г.Лукашенко по случаю переизбрания его Президентом Белорусии

Решение правительства Республики Подкарпатская Русь по ситуации с кредитами государства Украина-МВФ

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

Русины и русинский национализм.

Червена ружа

27 октября, практически сразу после "Осеннего чаепития", которое в этот раз мы проводили в Московском Библиотечном колледже, мы с Илюшей Новиковым по приглашению Миши Дронова поехали в Солженицынский центр на концерт культовой русинской группы "Червена ружа".

ЧР самый знаменитый, пожалуй, на сегодняшний день из русинских музыкальных коллективов. Он регулярно совершает  абсолютно триумфальные турне по всем центрам русинской культуры в Восточной Европе. А в Москве, как ни странно, ЧР выступали в первый раз.

Говорить о концерте словами довольно трудно. Могу сказать только, что концерт был совершенно завораживающ и великолепен. Два часа пролетели на одном дыхании. После концерта, во время фуршета неожиданно начали петь казачьи песни ребята из пришедшего в гости казачьего ансамбля. Дамы из ЧР сразу присоединились к пению и "спивали" вместе с казаками еще довольно долго :)

Среди присутствовавших на концерте селебретис хочу отдельно отметить о.Никона (Белавенца) и Константина Касимовского.

Вообще, очень мне нравятся русины и русинский национализм. Когда я присутствую на русинских мероприятиях, то меня всегда обуевает зависть. Вот умеют же люди делать цивилизованный национализм! Нам, по-моему, стоит у них поучиться многому. Русинский национализм, как и многие другие славянские национализмы, является просветительским, культурным и религиозным. Поэтому он равно объединяет и элиту нации, и простых людей, не будучи загнан ни в интеллигенское гетто, ни в "белое гетто" рабочих окраин.
 

Collapse )


25 сентября в Мукачево состоялся объедииненный (Всемирный и Европейский) Конгресс Подкарпатских Русинов

ПЕТР ГЕЦКО: У русинов есть цель, а у Украины – нет

Янукович расширяет репрессии против русинов

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

В Брюсселе соберётся Совет венгерской автономии Карпатского бассейна

 

07.11.2010 (21:07)
Зарубежные венгры являются частями единой венгерской нации
Зарубежные венгры являются частями единой венгерской нации

На конец ноября планируется проведение в Брюсселе заседания "Совета венгерской автономии Карпатского бассейна" (Kárpát-medencei Magyar Autonómia Tanács). Об этом в пятницу 5 ноября в Будапеште сообщил известный активист венгерского национального движения в Румынии (в Трансильвании) вице-председатель Европарламента Ласло Тёкеш после проведённого под эгидой венгерского правительства заседание IX Венгерского постоянного совещания по проблеме венгерских национальных меньшинств (Magyar Állandó Értekezlet - сокращенно MÁÉRT).

Ласло Тёкеш обвинил предшествующий кабинет социалистов в том, что тот с ноября 2004 г. не проводил совещаний в рамках MÁÉRT, что являлось беззаконием с точки зрения Л.Тёкеша. Он потребовал от прежних правителей Венгрии официального извинения перед своими зарубежными соотечественниками. Сейчас Л.Тёкеш удовлетворен действиями нового правительства страны, которое коренным образом начало менять национальную политику. Новая политика правительства партии Фидес, по мнению Л.Тёкеша, отражает тот факт, что зарубежные венгры являются частями единой венгерской нации.

Напомним, что Венгрия узаконила двойное гражданство.

 

Правительственное совещание в Будапеште поставило задачу создания венгерских автономий в Карпатском бассейне

5 ноября в Будапеште под эгидой венгерского правительства прошло заседание IX Венгерского постоянного совещания по проблемам зарубежных соотечественников (Magyar Állandó Értekezlet - сокращенно MÁÉRT). По итогам совещания опубликована итоговая декларация.

В ней было заявлено, что апрельские выборы 2010 г. в Венгрии имеют такие политические и общественные последствия, которые позволяют, не взирая на существующие государственные границы, вновь сплотить воедино венгерскую нацию. Новый политический порядок соединяет венгерскую нацию, в которой равноправными являются венгры, живущие как в Венгрии, так и в странах Карпатского бассейна, и в диаспоре. MÁÉRT дает возможность законным венгерским организациям, представляющим национальные интересы, обсудить в рамках форума проблемы и принять необходимые решения.

Участники совещания MÁÉRT определили общие принципы и договорились о целях своей деятельности. Они приветствовали текущую национальную политику венгерского правительства и, в частности, закон "о национальной принадлежности", облегчающий получение венгерского гражданства зарубежными венграми. Закон, по мнению участников MÁÉRT, служит укреплению чувства национальной принадлежности венгров.

MÁÉRT постановил, что дальнейшая его работа будет проходить в рамках следующих специальных комитетов: комитет по иностранным делам и праву; комитет по образованию и культуре; комитет по экономическому развитию и самоуправлению; комитет по идентичности;

MÁÉRT определил, что стратегической целью национальной политики является достижение венграми в Карпатском бассейне различных форм автономии, являющейся гарантией сохранения разорванной границами венгерской нации.

MÁÉRT выразил уверенность, что облегчение получения зарубежными венграми венгерского гражданства дает новые возможности нации. Составляющая культурно единое целое, она обретает единство и в правовом смысле.

MÁÉRT определил, что его целью является такая модификация соответствующих законов в соседних государствах, которая позволит осуществлять государственную поддержку национальных меньшинств в образовательной и воспитательной сфере, начиная уже с детского сада.

MÁÉRT указал, что председательство Венгрии в ЕС в первую половину 2011 г. дает ей историческую возможность для представительства интересов всей венгерской нации. В этом направлении нужно развивать и культурное многообразие, и регионализм. Участники совещания в связи с этим поддерживают интеграцию в Европейский союз Хорватии, Сербии и Украины.

MÁÉRT определил, что новое правительство Словакии не смогло отойти от националистической политики. Участники совещания квалифицировали словацкий закон о государственном языке, как дискриминационный. Даже в модифицированном виде он содержит ограничения и санкции против использования родного языка представителями национальных меньшинств. Участники совещания выразили надежду, что словацкое правительство примет к исполнению предложения по исправлению закона о языке Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии).

MÁÉRT выразил надежду, что уже в ближайшее время в Румынии будет принят новый закон об образовании, который в значительной степени улучшит состояние дел венгерского образования в этой стране. Закон будет гарантировать венграм процесс непрерывного обучения на родном языке. Предполагаемая децентрализация управления образовательными учреждениями и передача школ в ведение местных самоуправлений также идет на пользу венгерского меньшинства в Румынии - констатировало совещание. Ускорился процесс и восстановления Венгерского государственного университета. Участники совещания отметили, что развитие правовой системы идет в направлении культурной автономии, и посчитали важным дальнейшее преобразование "регионов Румынии". Они выразили надежду, что регионы со значительным числом венгерского населения, в частности земля секеев, получат необходимые административные и правовые преобразования.

MÁÉRT особо приветствовал создание путем демократических выборов Венгерского национального совета Воеводины в Сербии (Vajdasági Magyar Nemzeti Tanács - MNT). Предоставление этой организации права осуществления культурной автономии должно стать примером и служит знаковым моментом для венгров всего Карпатского бассейна. Участники совещания выразили надежду, что MNT получит необходимое бюджетное финансирование для осуществления своей текущей деятельности. Они отметили, что венгры в Воеводине считают для себя невыгодными те изменения административных границ в Северной Бачке и Северном Банате, которое осуществило белградское правительство при введении нового административного деления Сербии.

MÁÉRT посчитал важными и знаковыми результаты прошедших местных выборов на Украине для представителей венгерских национальных интересов. Участники совещания выразили тревогу по поводу состояния дел в организации венгерского образования в Закарпатье. В венгерских школах не обеспечено преподавание на должном уровне предметов на венгерском языке. То же самое касается и венгерских церковных лицеев.

MÁÉRT поддержал принятие закона о национальностях в Словении, служащего интересам венгерского сообщества края Мура.

MÁÉRT поддержал усилия правительства в деле сохранения венгерской идентичности в диаспоре. Этому делу должен будет послужить создаваемый Национальный регистр.

MÁÉRT обратил внимание на торжественное празднование 55-летнего юбилея революции 1956 г., как средства укрепления национальной идентичности венгров во всем мире.

MÁÉRT отметил важность для национальной политики всеобщей переписи населения Венгрии, проводимой в 2011-2012 гг.


Интернет-издание
UA- Reporter.com



25 сентября в Мукачево состоялся объедииненный (Всемирный и Европейский) Конгресс Подкарпатских Русинов

ПЕТР ГЕЦКО: У русинов есть цель, а у Украины – нет

Янукович расширяет репрессии против русинов

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
rusin, rusyn, русины

ЛЕОШ ТОМИЧЕК:Большинство русинов отвергло украинский национализм.

Статус автономии для Закарпатья поспособствовал бы местной экономике, базирующейся на трансграничной торговле и деньгах, зарабатываемых в других регионах местными выходцами. Закарпатье – самый центр Европы, но в то же время – периферийный и самый отсталый регион Украины. С тех пор, как Словакия стала членом ЕС, украинцам стало трудно получать визы в неё, но она хотела бы сделать исключение для выходцев из Закарпатья, так как многие из них нашли в Словакии работу. Однако словаков уведомили, что Украина, согласно статье 2 своей конституции – унитарное государство и такие отдельные договорённости невозможны.



Сегодня мы публикуем интервью с чешским блоггером и публицистом Леошем Томичеком. Леош Томичек ведет анголязычный блог, в котором пишет на религиозные, политические и культорологические темы, в том числе и те, что касаются постсоветского пространства.


– Леош, Вы знаете о русинах – этнической группе в Карпатском регионе, чьи земли входили в состав Чехословакии в 1919-1939 годах. Не могли бы поделиться с нами Вашим мнением об их нынешнем положении?

– Русины живут вокруг Карпат в четырёх различных странах: Словакии, Польше, Венгрии и большинство из них живёт в Закарпатье на Украине, которое было чехословацкой провинцией Подкарпатская Русь в межвоенный период. Забавно, что именно на Украине их статус наименее уважаем. Украина решила следовать примеру украинских националистов и коммунистов, объявивших русин украинцами, подлежащими ассимиляции. Эта идеология противоречит тому факту, что большинство русинов отвергло украинский национализм и большинство украинских авторов указывает на то, что в Закарпатье украинские национальные чувства слабы.

Чего русины хотят – так это права использовать собственный язык, обучать на нём детей и иметь своё отделение в Ужгородском университете. В Словакии, к примеру, у русин всё это есть. Аргументы, что для Украины это будет слишком дорого – не выдерживают критики, такие вещи много денег не требуют. Что на самом деле служит причиной – так это «строительство украинской нации», вдохновляемое идеей создать единую Украину с единой нацией. Другое требование русин – признание их отдельной от украинцев нацией. Пресловутый «План мер» – это поверка украинских планов. Он подразумевает ни что иное, как ассимиляцию русин в преобладающей украинской массе. Бывший президент Кучма в книге «Украина не Россия» написал, что основная задача – создать украинцев. Кучма проводит параллели с задачей, стоявшей перед итальянскими националистами – создать итальянскую нацию. Но при этом не исследует вопрос, «создано» ли итальянское самосознание...

Вы, должно быть, слышали о требованиях русин об автономии или даже независимости. Надо понимать, что в начале 1990-х большинство местных русин и венгров проголосовало за автономный статус региона. Закарпатский региональный совет периодически требует автономии и признания русин отдельной нацией. Также есть радикальные проекты типа «правительств» Гецко и Тирьянисты (в 1990-е). Их называют «маргиналами», возможно, это правда, но их идеи явно не маргинальные. По моему мнению, статус автономии для Закарпатья поспособствовал бы местной экономике, базирующейся на трансграничной торговле и деньгах, зарабатываемых в других регионах местными выходцами. Закарпатье – самый центр Европы, но в то же время – периферийный и самый отсталый регион Украины. С тех пор, как Словакия стала членом ЕС, украинцам стало трудно получать визы в неё, но она хотела бы сделать исключение для выходцев из Закарпатья, так как многие из них нашли в Словакии работу. Однако словаков уведомили, что Украина, согласно статье 2 своей конституции – унитарное государство и такие отдельные договорённости невозможны.
http://win.ru/ideas/5552.phtml
25 сентября в Мукачево состоялся объедииненный (Всемирный и Европейский) Конгресс Подкарпатских Русинов

ПЕТР ГЕЦКО: У русинов есть цель, а у Украины – нет

Янукович расширяет репрессии против русинов

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ