rusin, rusyn, русины

Консорциум Русинов северной Америки стал на защиту подкарпатских русинов

Обращение к правительству Украины
об оказании поддержки школам карпато-русинского языка и культуры

Прошло 25 лет с тех пор, как в государствах Центральной и Восточной Европы на смену навязанному коммунистическому режиму пришло демократическое правительство, которое в рамках своего правления руководствуется принципом выполнения воли народа. Каждое из государств, в которых карпато-русины составляют часть коренного населения или на территории которых проживает значительное количество карпато-русинских иммигрантов, выполнило то, что полагается выполнить любому демократическому государству, а именно: обеспечило национальному меньшинству, проживающему на его территории, те же гражданские права, которыми пользуется основная часть его жителей.

К государствам, уже признавшим карпато-русинов в качестве законного национального меньшинства и гарантировавшим им гражданские права, относятся Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Чехия, Сербия и Хорватия. Все эти страны предоставляют финансовую поддержку в области карпато-русинского образования и культуры.

Только одно европейское государство не предоставляет своим студентам финансовую поддержку в вопросе изучения карпато-русинского языка и культуры, будь то на начальном или университетском уровне.

Это Украина.

Возможность изучения русинского языка и культуры была предоставлена только ученикам из нескольких закарпатских сел, исключительно благодаря частным пожертвованиям и финансовой поддержке со стороны неправительственных организаций. Отсутствуют курсы или программы университетского уровня, посвященные изучению карпато-русинского языка, истории и культуры.

Поскольку закон Украины о региональных языках, вступивший в силу в 2012 г., признает правовой статус карпато-русинского (русинского) языка как одного из региональных языков государства, со стороны Украины будет только правомерно обеспечить финансовую поддержку изучения карпато-русинского языка в Закарпатье на всех уровнях системы образования.

Мы, нижеподписавшиеся, призываем Украину продемонстрировать, что она является настоящим современным демократическим государством, посредством оказания финансовой и других форм помощи в изучении карпато-русинского языка и культуры на всех уровнях системы образования Закарпатья: от первых классов школы до университетского уровня.

Украинское законодательство отмечает, что все национальные меньшинства имеют право на поддержку со стороны государства в популяризации своего языка и культуры. Поскольку в 2007 г. Закарпатская областная рада признала национальность карпато-русинов на региональном уровне, и поскольку русинский язык получил статус регионального языка, Украине пора оказать поддержку в разработке и создании школ и программ на всех образовательных уровнях в Закарпатском регионе, которые предлагали бы изучение карпато-русинского языка и культуры.

Мы ожидаем и надеемся на положительное решение этого важного вопроса украинским правительством.

https://www.facebook.com/john.righetti/posts/824316661005415

rusin, rusyn, русины

Конференції до 110-літя поета А.Карабелеша
















РІШЕНЯ
Конференції до 110-літя поета
А.Карабелеша
24 септембра 2016 рока в г.Свалява

Заслухавши и обговоривши доклады М.Алмашія, о.Димитрія Сидора, И.Ситара, В.Новака и другых выступающых, Конференція РІШИЛА:
1. Доклады выступающых на Конференції напечатати у 2 номері журнала общества им.А.Духновича «Отцюзнина».
2. Зачати системноє тематичноє печатаня-перевыданя уже напечатаных переже поезій А.Карабелеша и тых, які до теперь не виділи світа, куда включити и поезію, и прозу.
3. У міру можливости изобрати и изготовити фотокопії картин живописа и політичных антифашистськых плакатÿв-карикатур А.Карабелеша и выдати їх окремішньым албумом.
4. Рекомендовати проведеня каждорÿчных Карабелешовых литературных читань у школах, гімназіях, ліцеях, коледжах, технікумах, училищах, универзитетах области.
5. Рекомендовати учителям литературы шкÿл Закарпатя у рамках Малої академії наук выбрати для ученикÿв темы досліженя творчости А.Карабелеша и представити їх на конкурс Первого (гор-районного) и Другого (обласного) етапÿв їх защиты.
6. Рекомендовати школам области включити у програму изученя литературы Закарпатя у формі факультативÿв и кружкової роботы творчество А.Карабелеша.
7. Обернутися из отвореным писмом до Спілки письменників Закарпаття про публичну реабілітацію А.Карабелеша, як поета-патріота и співця родного Карпатського краю.
8. Просити композиторÿв, лоялных до русинської ідеї, написати музику на рекомендовані стихы А.Карабелеша.
9. У дні нароженя А.Карабелеша каждого рока проводити конкурс декламацій його поезії, а у рамках премії імені А.Карабелеша подводити резултаты научно-дослідної роботы по предложеных темах. Створити для сього грошовый фонд премії ім.А.Карабелеша.

https://www.facebook.com/yrscyll/posts/1774210796155598
rusin, rusyn, русины

Состоялась учредительная конференция Ассоциации русинов РФ - Лиги защиты чести и достоинства русинов




21 сентября в Москве состоялась Учредительная Конференции Ассоциации русинов в России - Лига защиты чести и достоинства русинов (АРР). В ней приняли участие лидеры и активисты структур русинской общины в РФ, представители общественно-политических структур страны. Участники Конференции в своих выступлениях, прежде всего, отмечали необходимость создания АРР как механизм активного участия российских русинов в деятельности международного русинского движения направленной на обеспечение защиты прав и интересов русинов, проживающих в Закарпатской области Украины.
В частности АРР намерена оказать содействие в реализации вековой мечты представителей русинской национальности - возможности получения закарпатскими и всеми русинами мира право русин на территории русинов на юг от Карпат.
В результате Конференции была одобрена Программа деятельности АРР, в которой кроме упомянутой цели ставится также задача защиты от преследований со стороны киевских властей представителей русинской общины, проживающих в Закарпатье.
Участниками Конференции было также принята специальное заявление (текст заявления прилагается).
На Конференции был избран руководящий состав АРР. Её Председателем стал П. Гецко, лидер Сетевого движения русинов. Его заместителями стали К. Фролов, Г.Миронов и П.Бушуев.

Заявление Ассоциации русинов России - "Лига защиты чести и достоинства русинов" .
Созданная 21 сентября с.г. Ассоциация русинов России (АРР) заявляет о решительном намерении его членов принять самое активное участие в деятельности всемирного русинского движения по обеспечению безопасности, прав и интересов русинской общины Закарпатской области Украины. В этой связи АРР выражает свою солидарность с намерениями закарпатских русинов добиваться исторической справедливости – придания Закарпатью автономного, самоуправляемого статуса.
Главной целью своей деятельности АРР видит в оказании содействия в решении задачи образования на территории Закарпатья материнской земли всех русинов мира.
АРР полагает, что достижение указанных целей имеет историческую, международно-правовую основу. В частности, речь идет о решениях Сен-Жерменского (1919 г.) и Трианонского (1920 г.) Договоров, в соответствие с которыми подкарпатские русины получили возможность создать на территории русинов на юг от Карпат, (нынешнее Закарпатье) свое самоуправляемое образование.
Эти решения получили подтверждение по итогам общенародных референдумов, прошедших в Закарпатье в 1991 году, когда около 80% населения проголосовали за фактическое придание региону автономного статуса.
АРР полагает, что указанные Акты международного права и результаты международного права и результатов волеизъявления населения Закарпатья предоставляют возможность получения закарпатскими и «всеми русинами, рассеянными по миру», их лидерами юридического титула русинской территории на Юг от Карпат.
АРР решительно осуждает действия СБУ, экстремистских сил Украины, которые развязали в последнее время кампанию устранения, судебного преследования в отношении лидеров закарпатских организаций русинов, активистов русинской общины региона, стремящихся мирным, цивилизованным, демократичным путем добиваться выполнения упомянутых Актов международного права, результатов референдумов 1991 года, направленных на формирование автономного, самоуправляемого Закарпатья.
В частности, АРР решительно выступает в защиту руководителя Сетевого русинского движения (СРД) П. Гецко, которого украинские власти пытаются обвинить в сепаратизме, терроризме. В отношении него неоднократно открывались криминальные дела, он был объявлен в международный розыск. АРР требует также прекратить преследование русинских активистов – заместителя председателя Областного Общества Подкарпатских русинов С. Ача и главы Тячевского районного отдела этого Общества В. Микулина и его сына Р. Микулина.
АРР выступает в поддержку имеющихся идей о необходимости координации и объединении усилий ведущих структур мирового движения русинов, русинских организаций в разных странах мира с целью обеспечения решения исторической задачи создания «материнской земли русинов» на территории Закарпатья на основе его автономного, самоуправляемого статуса. В этой связи, с учетом международной ситуации, в частности вокруг Украины, АРР полагает, что особую роль в рамках упомянутых координационных действий, способно сыграть налаживание сотрудничества между русинскими структурами России и США, в частности между Ассоциацией русинов России и Североамериканским Консорциумом русинов.
АРР призывает государственные органы РФ уделить особое внимание проблематике русинов, решению вопросов, связанных со статусом Закарпатья на основе имеющихся Актов международного права, итогов референдумов 1991 года. Соответствующая поддержка России способна сыграть важнейшую роль в деле осуществления вековой мечты русинского народа формирования на территории современного Закарпатья - материнской земли всех русинов мира.
rusin, rusyn, русины

Трианонский мирный договор ( с русинской колокольни)

На днях, 4-го июня с.г. исполняется 96 лет со дня подписания Трианонского мирного договора.
Попробуем взглянуть на сам договор и его последствия с чисто «русинской колокольни».
Если для проигравшей в Первой мировой войне Венгрии подписанный ею договор явился « незаживающей исторической раной», непропорциональным по его последствиями наказанием, то для «русинов на юг от Карпат» он предстал завершающим этапом закрепления за ними статуса народа с правом на самоопределение.
Вслед за Версальским договором с Германией, Сент- Жерменскими мирными договорами с Австрией и Чехословакией в ст. 4 Трианонского мирного договора декларировалось: «Венгрия со своей стороны признает, как это уже сделали Великие союзные державы и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своем составе автономную территорию русинов на юг от Карпат».
Трианонский договор в ст.48, вслед за ст.81 Версальского договора, ст. 53 Сент-Жерменского договора и частично со ст. 2. Севрского мирного договора определил границы «земли русинов» с Венгрией, Польшей и Румынией. Проведенная граница Подкарпатской Руси со Словакией, которая наряду с Чехией и Подкарпатской Русью вошла в состав учрежденной ЧСР, была отложена на неопределенное время. И хотя предварительно была достигнута договоренность, что она будет проведена по этническому принципу, на длительный период так и осталась «временной» , лишний раз подтвердив тезис о том, что ничего не может быть более постоянным чем временное.
Дорога к необратимому историческому событию лета 1920 г. не была ни прямой ни без выбоин и ни без внешнего влияния. Хотя русины 9 мая в г. Ужгороде в лице Центральной Русской Народной Рады и задекларировали развод со своим почти 10 вековым гегемоном, а затем в системе Версальских мирных договоров зафиксировали свой статус на принципе права народа на самоопределение, они все еще не имели окончательных гарантий реализации народного волеизъявления. Трианонский договор выступил в качестве последнего штриха на крутом повороте в судьбе малого народа в Центральной Европе.
Период 1918-1920 гг. демонстрирует усилия за реальный суверенитет созданной Чехословакии и вошедшими в ее состав русинами. Прежде всего, речь шла об определении и фиксации ее территориального status quo в Версальской системе мирных договоров. По сравнению с чешскими историческими землями, выход Подкарпатской Руси (земли угрорусинов) и Словакии (верхней Венгрии) из двуединой Австро-Венгерской монархии, вернее ее составной части- Свято Стефанской короны, не решался мирным путем. За эти геополитические территории разгорелись бои. Их территории стали ареной сражений и дипломатических разносторонних усилий.
Новая венгерская власть, начиная с октября 1918 г., прилагала огромные усилия для предотвращения выхода русинов и словаков и их земель из состава Венгрии. Новые территориальные разделы венгры все еще считали временными, которые вот-вот должны измениться в ее пользу. Успех в этом направлении сулил и исторический факт отсутствия как у русинов так и у словаков государственности.
Венгерская дипломатия развивала невероятные усилия по удержанию в своем составе земель словаков и русинов. Велись интенсивные переговоры с Антантой, русинам сулили статус «наиболее широкой политической автономии» ( см. предложенный венгерским правительством проект Закона « Народный законъ числа 10. про самоуправу руського народу живущого на Угорщинъ» от 21 декабря 1918 г.). Венгры рассчитывали на плебисцит под международным контролем. Когда все эти комбинированные усилия потерпели поражение, на карту был поставлен последний козырь- военная сила. Но таким попыткам противостояли не только созданная в спешном порядке чехословацкая армия, но и военные силы Антанты.
После падения в Венгрии коммунистического режима Бейлы Куна в начале августа 1919 г. в Венгрии ожидалось подписание мирного договора. Но политическая нестабильность и калейдоскопическая смена режимов тормозило работу венгерской делегации в Париже. Начиная от момента окончания Первой мировой войны до весны 1920 г.в Венгрии сменилось 12 правительств с чрезвычайно пестрыми политическими целями и тактическими тенденциями. Пришедший к власти Венгрии, опиравшийся на дивизии Легара, адмирал Миклош Горти не спешил с направлением венгерской делегации директив по ускорению работы над договором. Он был абсолютно уверен, что время работает на него. Его «памятная записка» от 23 октября 1919 г. отражает планы в направлении восстановлении «Великой Венгрии»: вернуть потерянные в результате войны территории (прежде всего Словакию и Подкарпатскую Русь) путем военных действий против соседних стран и предпринять попытки по расширению круга своих союзников. Его поддерживало правительство Польши.
Но если планы Польши по установлении венгерско-польской границы муссировались только в печати, то венгерским правительством они были изложены в «памятной записке» от 8 февраля 1920 г. , которую венгерская делегация вручила Парижской мирной конференции. В ней, ссылаясь на «большевистскую опасность», выдвигались требования возврата Венгрии Подкарпатской Руси и восстановления венгерско-польской границы, проведение в Словакии и Подкарпатской Руси плебисцита. Эти открытые требования сопровождались тайными закулисными дипломатическими переговорами. В частности, в дипломатической переписке М.Горти с руководством Польши, он обещал полякам не только оружие и боеприпасы (для борьбы с Севетской Россией), но и отправку венгерских регулярных войск (в том числе 30 000 венгерских гусар).
Еще до Сент-Жерменского договора от 10 сентября 1919 г. французкий генерал Э.Эннок, подписывающийся на воззваниях к русинам «верховным главнокомандующим » , 6 июня 1919 г. своим Указом провозгласил военную диктатуру на всей территории русинов. В конце этого же года генерала Эннока сменил генерал Пари, но формально военная диктатура на территории Подкарпатской Руси сохранялась вплоть до 1923 г.12 октября 1919 г. чехословацкое правительство учредило для Подкарпатской Руси временную «Директорию» в качестве совещательного органа при военной администрации. В октябре 1919 г. А.Швегла вместе с администратором Я. Брейха подготовили проект «Генерального Устава» ( об организации и администрировании на территории Подкарпатской Руси). Он был утвержден и в виде «Воззвания» опубликован 18 ноября 1919 г. Территория Подкарпатской Руси была поделена на три жупы (Ужгородскую, Береговскую и Мараморошскую). 29 февраля была принята Конституция ЧСР , закрепившая положения Сент-Жерменского мирного договора и статус Подкарпатской Руси в составе ЧСР.
Чехословацкая делегация на Парижской мирной конференции свои требования представила в виде 11-ти меморандумов. Решающее влияние при их подготовке имели формулировки Э.Бенеша ( в отом числе его меморандум « Проблема русинов в Венгрии»). Бенеш свои требования на конференции реализовывал при тесном сотрудничестве с Францией, в то время одной из сильнейших стран в Европе, в ее попытках ослабить немецкое влияния.
В свою очередь позиция Великобритании заключалась в ее страхе перед «балканизацией» средней Европы ( что постоянно подчеркивала и венгерская дипломатия) . Ее предложения касались только косметических изменениях старых государственных структур.
Безусловно, решающий голос имела позиция США, которая не разбиралась в проблематике народов центральной Европы, однако во время конференции оказалось, что она больше наклонена принять внятные географические и геополитические предложения, относящиеся к чехословацким границам.
В свою очередь венгерская делегация на конференцию тщательно готовилась. Она не хотела оставлять «на авось» ни одну деталь. Отдавала себе отчет, что проблемы сосуществования различных народов (ахиллесова пятка старой Венгрии) на конференции будет ключевой. Она полагала, что венгерские дипломаты-аристократы окажут на конференции решающее влияние своими языковыми знаниями, шармом и ораторскими способностями. При этом она провела тщательную подготовку. Наиболее интенсивной она стала на переломе 1919-1920 гг. когда глава страны М.Горти поверил ведение делегацией великолепному дипломату (географу по специальности) графу Телеки. Телеки учредил специальную канцелярию, которая собирала и готовила материалы, необходимые на мирную конференцию. Специалисты готовили доклады на секции ( с многочисленными статистическими таблицами по культурным, политическим, экономическим, демографическим и др. вопросам). Делегация подготовила огромный материал, содержащий 346 докладов ( 4000 машинописных страниц текста, 100 географических карт) под общим названием «Мемуары» (научные записки).
Второй важной личностью венгерской делегации стал довоенный политик и министр А.Аппони (который большевицкую власть в Венгрии пережил в своем имении в Малинове под Братиславой). В нем аристократия Венгрии видела человека, который докажет подготовить Договор с принятными результатами (Аппони сам редактировал французкий перевод « Мемуаров»). В «Мемуарах» подчеркивалась историческое, экономическое и духовное единство Венгрии со ссылками на 1000 летнее совместное сосуществование, приводились доказательства, что венгры и населяющие страну народы на протяжении всего периода воевали на стороне Запада (естественно, упуская военное и политическое сотрудничество с Германским рейхом). Новые границы ( в их лексиконе «демаркационные линии») они провозглашали как искусственные преграды, которые рано или поздно должны рухнуть или же не позволят венграм проводить в жизнь их историческое предназначение- быть главными носителями культуры в Центральной Европе. Мемуары не признавали существования чехословацкого, румынского или югославского государств на территории Свято Стефанской короны. Русинов они вообще вымазали из списка народов, которые предъявляли свои требования. Их и иной невенгерский этнос они народом не считали и подчеркивали их отсталость на фоне совершенных во всех отношениях венгров. Подчеркивали, что все за них решает Прага (они продолжают оставаться пассивными) , умаляли значение принятых 8 мая 1919 г. в Ужгороде решений Центральной Русской Народной Рады и акцентировали, что русинский вопрос на мирной конференции решается только в интерпретации чехов.
« Мемуары» венгерская делегация подпирала утверждениями, что венгры намерены предерживаться реализации решений Договора и, в этой связи, выступают за такой Договор, который они будут в состоянии выполнять. Декларировали, что «обскубанная» Венгрия не будет иметь достаточную экономическую силу, чтобы она могла выполнить предписанные ей Договором обязательства; она потеряет природные богатства, сырье и энергию, которые достанутся в руки менее культурных народов, неспособных для их эффективного использования.. Таким образом, венгры стараются избежать духовного упадка, который угрожает центральной Европе. Культурная отсталость русин, словаков , румын и югославов проявится не только в экономической плоскости, но и будет носить деструктивный характер духовной и моральной жизни, науки, искусства, литературы, веры, социальной области.
Во главе венгерской делегации было пять графов старинных и известных родов, полный ее состав состоял из 80 членов. Основная часть делегации главе с Аппони прибыла в Париж7 января 1920 г.и разместилась рядом с Булонским лесом (при этом члены делегации не имели права посещать Париж.
Выбор Аппони во главе делегации не был самым удачным для венгров. Мировая общественность была знакома с его удручающими школьными законами, отсутствии в Венгрии средних народных школ, мадьяризацией начальных школ, преследовании активистов народных движений, его пронемецкую ориентацию и пр. Часто по этим вопросам проводились и кулуарные дискуссии. Венгерское правительство уполномочило подписать Договор (при явном отсутствии охоты у других политиков) министра общественных работ и социального обеспечения А.Бенарда и уполномоченного министра (зам. Министра ИД Телеки) А. Драше- Лазара. Это был последний шаг для в подготовки итогового акта- подписания Договора в дворце Grand Trianon в Версале, который расположен в 20 км. юго-западне Парижа.
Сам акт подписания состоялся 4 июня 1920 г. Трианонский мирный договор содержал 623 стр. и был разделен на следующие части; Границы; Европейские политические клаузулы; Военные, морские и воздухоплавательные клаузулы; Мимоевропейские клаузулы; Военнопленные и захоронения; Уголовные предписания; Возмещение потерь; Финансовые клаузулы; Порты, водные пути, ж.д.; Работа; Различные приложения. На торжественном акте подписания приняли участие представители 22 держав. Председательствовал француз А. Миллеран. Вначале договор подписали представители Венгрии, затем представители Антанты США, Великобритании, Франции, Италии, Японии и наконец последовали подписи представителей других стран. За ЧСР Договор подписал министр иностранных дел Э.Бенеш и чрезвычайный посол и уполномоченный министр Ш. Осуски. Трианонский договор венгерский парламент ратифицировал 13 ноября 1920 г., чехословацкий парламент несколько позже-22 декабря Сенат и нижняя палата 29 января 1921 г.
Каждое обустройство мирового порядка, которое представляет собой разделение сфер влияния, кроет в себе истоки дальнейших конфликтов. Безусловно, такие зародыши возникли и при подготовке версальской системы и привели к ее распаду и к началу Второй мировой войны. И все это несмотря на то, что мировой порядок подготовленный в Версале хотел быть справедливым , более демократичен и прогрессивен по сравнению с предвоенным порядком. В многих областях он на длительное время и воочию демонстрировал хотя, конечно, пораженные государства имели несколько иное мнение.
Трианонский мирный договор подтвердил выход Подкарпатской Руси их распавшейся Венгрии и впервые провел четкую границу между Венгрией и «землей Русин на юг от Карпат». Впервые закрепил понятие «Подкарпатская Русь» в качестве своего рода исторического, географического и правового субъекта в международно правовом документе перворядного значения.
С точки зрения международного права, именно в этом состоит огромное историческое признание Подкарпатской Руси…




https://www.facebook.com/notes/aleksandr-rusin
rusin, rusyn, русины

Заявление Всемирного Совета подкарпатских русинов.

Заявление Всемирного Совета подкарпатских русинов.
Всемирный Совет подкарпатских русинов (ВСПР), являющийся крупнейшей организацией международного русинского движения выражают свою растущую озабоченность в отношении событий, происходящих в последнее время в Закарпатской области Украины. 5 апреля 2016 года законодательный орган региона – Закарпатский областной совет абсолютным большинством голосов принял Обращение к центральным властям Украины. В нем, в частности, отмечается, что в течение уже длительного времени население и законодатели региона неоднократно призывали упомянутые власти предоставить широкие автономные полномочия Закарпатью.
В этой связи в Обращении особо подчеркиваются итоги референдумов, прошедших в области в 1991 году, когда около 80% населения фактически выступили за придание региону автономного статуса. Принимая во внимание указанные факторы, большинство депутатов Облсовета потребовали от Киева проводить политику на дезинтеграцию страны, передать Закарпатью права на самостоятельное использование части природных ресурсов, управление некоторыми государственными структурами.
Данное Обращение встретило крайне негативную реакцию у властных органов Киева, которые восприняли волеизъявление закарпатских депутатов как попытку государственного переворота. По указанию президента страны П. Порошенко работу по «усмирению» законодателей возглавил лично руководитель Службы безопасности Украины (СБУ) В. Грицак. По его приказу в Закарпатье срочно выехало около 200 сотрудников СБУ, которые начали оказывать моральное и практически физическое давление на каждого из депутатов, подписавших Обращение, требуя отказаться от подписей под ним.
Одновременно начались атаки на духовных и общественных лидеров закарпатских русинов, составляющих большинство населения региона, которых киевские власти считают террористами, сепаратистами, стремящихся к отделению Закарпатья от Украины. В частности, против одного из них, православного иеромонаха Венедикта заведено судебное дело. На его примере СБУ пытается вообще поставить православную религию в области под запрет.
Кроме того, из Киева была инспирирована активная кампания в СМИ, в научных кругах Закарпатья с обвинением русинов в сепаратизме, дискредитации их прав считать себя самостоятельной нацией.
В этом ряду анти законные действия киевских властей против русинской общины Закарпатья следуют упомянуть о решении городского совета г. Мукачево по указанию из Киева отобрать у русинов их культурный и общественный Центр – Русинский дом в г. Мукачево.
ВСПР вынужден заявить, что такие действия центральных и местных властей Украины неоправданно и искусственно создают ситуацию растущего напряжения в Закарпатье, порождают у нацменьшинств региона реальную тревогу и обеспокоенность за свою безопасность, права и интересы. Совет в этой связи предупреждает, что дальнейшее продолжение упомянутой политики Украинского государства неизбежно приведет к активному сопротивлению жителей региона, представителей различных национальных общин. К их борьбе за обеспечение безопасности, сохранению собственной религиозной и национальной идентичности, придаст новый импульс с усилием, направленным на обеспечение Закарпатью автономного статуса. Это может привести к возникновению в Украине нового очага напряженности и противостояния по типу ситуации, сложившейся в Донбасе.
ВСПР обращается с призывом к ведущим государственным, политическим кругам стран Европы, США, России, Европарламенту, вовлеченным в решение проблем, связанных с Украиной, оказать соответствующее влияние на действия властей страны в отношении Закарпатья, предоставить его населению самим решать свою судьбу мирным, цивилизованным путем.
rusin, rusyn, русины

Заявление Координационного Совета русинских организаций Закарпатья.

Координационный Совет русинских организаций Закарпатья (КСРОЗ) выражает свою полную поддержку Обращения депутатов Облсовета от 5 апреля с.г., в котором содержались призывы предоставить области более широкие экономические и управленческие права в том числе на основе известных Итогов референдумов, прошедших в регионе в 1991 году.

Это Обращение отвечает чаяниям и надеждам русинской общины Закарпатья, составляющей около 80% населения региона, которые считают, что придание ему автономного статуса через легализацию результатов упомянутых референдумов позволит обеспечить защиту, права и интересы закарпатских русинов.

КСРОЗ решительно осуждает действия центральных и некоторых местных властей по оказанию давления на депутатов Облсовета с целью добиться их отказа от своих подписей под Обращением, изменения его содержания. КСРОЗ также выступает против попыток этих властей дискредитировать закарпатских русинов, представить их террористами и сепаратистами. Особую тревогу вызывают действия, направленные на преследование духовных и общественных лидеров русинской общины. Так в отношении одного из них, православного иеромонаха Венедикта СБУ завело уголовное дело.

По линии СБУ и экстремистских сил продолжаются и усиливаются в целом нападки на Православие и православную церковь. Тем самым эти силы пытаются уничтожить религиозную, духовную основу закарпатских русинов.

КСРОЗ заявляет, что сам Совет, русинская община Закарпатья будут бороться против незаконных антинародных действий центральных и местных властей, за обеспечение прав, достоинства и интересов русинской общины Закарпатья. Мы также выступаем за легализацию Итогов референдумов 1991 года, придания области автономного статуса. Реализация наших целей должна происходить мирно, в правовом поле, путем достижения необходимых компромиссов и взаимопонимания.

В этой связи КСРОЗ призывает центральные и местные власти отказаться от политики насилия, давления на русинскую общину Закарпатья, близких её интересов депутатов Облсовета, прекратить их незаконное преследование по политическим соображениям.

В противном случае такая линия может привести к взрыву недовольства, акциям массового сопротивления, острого противостояния в Закарпатье. Подобное развитие событий способно создать на территории региона конфликта, похожего на ситуацию, сложившуюся в Донбасе.

rusin, rusyn, русины

Спасти Закарпатье, спасти Европу от этого беспредела, который навязывают киевские власти Закарпатью!

События, которые сейчас происходят, в Закарпатье, с бандитской блокировкой транзита грузовых автомобилей РФ, через Закарпатье и Польшу в ЕС к сожалению являются иллюстрацией, к тем важнейшим проблемам, которые недавно обсуждались на конференции по безопасности в Мюнхене. Тогда ставился вопрос о том, кто и как должен, на кого влиять, с точки зрения  выполнение Минских соглашений с тем чтобы ситуацию на юго востоке страны, и в целом на Украине перевести в правильное,  цивилизованное спокойное русло. Делались попытки ряда участников конференции с Запада обвинить Россию в невыполнении этих Минских соглашений, и избежать обвинений в реальных нарушениях киевской власти. То что сейчас происходит в Закарпатье, говорит о том, о чем кстати предупреждал и Медведев на этой конференции, и Лавров в ходе своих панельных дискуссий о том, что если не решить вопрос с Минском, правильным цивилизованным путем, неизбежно проблемы аналогичного характера могут возникнуть и в других регионах Украины, что сейчас мы и видим абсолютные свидетельства  этих заявлений, которым к сожалению западные коллеги, в том числе и американские и европейские в ходе этих дискуссий и конференций не придавали должного внимания.
Вот эти события, в Закарпатье сейчас абсолютно точно демонстрируют  неспособность и невозможность киевских властей контролировать ситуацию. О том, что фактически экстремистские силы там навязывают свою волю, свои желания, как центральным властям, так в данном случае и конкретно властям Закарпатья. Это ясно  все больше, и больше приводит  к тому, что Закарпатье может превратиться в новый источник напряжения, новый источник противостояния. В том числе и военного характера. Фактически власть в Закарпатье расписалась в своем бессилии, и возможности, и более того может быть даже,  и в потакании тем действиям экстремистских сил,  которые ведут к разжиганию этого противостояния. От него страдают бизнесмены, от него страдает регион, от него страдает социально-экономическое положение Закарпатья, поскольку огромное количество средств могло бы поступать от этого транзита, как в местный бюджет,так и в центральный. Но этого не происходит! И если это еще поможет и на продолжающуюся политику, которую можно оценить, как политику близкую к геноциду, в отношении нацменьшинств Закарпатья, в частности русинской и венгерской все это начинает создавать реальный клубок мощных противоречий, который вот вот приведет к взрыву, и к вот этому противостоянию.
И Европа уже не на границе между Украиной и Россией, а на границе между ЕС и Украиной, может получить такой очаг военного противостояния с непредсказуемыми последствиями,  как для Украины, так и  для Евросоюза начиная от  Польши и дальше до Брюсселя! Эти действия, которые сейчас предпринимают правый сектор и карпатская сич, и другие экстремистские силы, при потакании властей местных и центральных, они понятно еще наносят огромный ущерб и самой Европе, самой экономике ЕС, потому что эти грузы предназначались для конкретных потребителей. Они нарушают еще продолжающуюся сохраняться очень важной экономической связи между Россией и Евросоюзом. Более того, вот такие вот действия похоже могут положить конец, или  крест, на тех идеях, и тех проектах которые есть у ЕС, у США, у политических и деловых кругов этих стран о создании на базе Закарпатье мощного транзитного, финансового, транспортного узла соединяющего могучий евроазиатский рынок с европейским.
Вот такая безответственная политика Киева показывает, что никогда, пока эти власти у власти - никогда Украина  не может себя рассматривать не только как часть Европы,   даже не понятно к какому статусу, к какому там  наименованию она скатывается. Потому, что это уже не как новая часть прогрессивной демократической Европы, а как реальная угроза стабильности, демократии экономики ЕС. Представляется, что сейчас люди в Брюсселе и Вашингтоне должны сильно  задуматься, какой уровень взаимодействия должен быть сейчас реальный и конкретный с Россией, как заставить киевские власти уже не только выполнить минские соглашения, но и действительно проводить нормальную цивилизованную политику  в интересах, кстати сказать, того же запада, а не вредить ему по нарастающей.
Сама ситуация возможного этого противостояния конфликта,  она вызвана  и национальном вопросом и вот этими экономическими блокадами нового характера, она начинает приводить к мысли различные силы и структуры,  внутри Украины,  прежде всего внутри Закарпатья, следует полагать заставит задуматься и многих политиков, и в Брюсселе, и в других столицах ЕС, что вот такое развитие событий  может привести к тому, что должно  быть принято решение о том, чтобы не только думать, о какой то там автономии и федерализации, и в рамках этого процесса федерализации и автономии Закарпатья, но и как единственно возможно правильный выход, это добиваться для Закарпатья независимого статуса, для того чтобы ЕС была спокойна, и она могла бы себе обеспечить военную, политическую, экономическую, безопасность, когда это может сделать независимое Закарпатье, как государство при поддержке соответствующих сил в Европе.   И тем самым решить эти задачи.
Спасти Закарпатье, спасти Европу от этого беспредела, который навязывают киевские власти и их союзники всему Закарпатью.
rusin, rusyn, русины

Cостоялась сессия Мукачевского горсовета. За Русинами в Русинском Доме оставили только две комнаты

Сессия Мукачевского горсовета на своем заседании фактически экспроприировала Русинский Дом в Мукачево. От Русинского Дома в Мукачево, 538 квадратных метров, Русинам оставили только 29 квадратных метров. Представители Общества Подкарпатских Русинов сегодня пришли на сессию с банерами. Сказать, что это неуважение к Русинам, это ничего не сказать!





rusin, rusyn, русины

Польское от можа, до можа? Но через Закарпатье!

По инсайдерской информации от американских источников, какие то странные вещи наблюдаем со стороны Польши по отношению к Закарпатью. Первая странность прозвучала в Польше, в начале января 2016 года, на частных переговорах между премьер министром Венгрии В.Орбаном и лидером правящей право-консервативной партии Польши “Право и справедливость” (PiS) Ярославом Качиньским.  При обсуждении автономии Закарпатья Я.Качинский заявил, что в случае если Закарпатье получит автономию, то Польша хочет, что то забрать от территории Закарпатья(!!!).
Но еще более странным прозвучало8 подобное в рассуждениях на переговорах В.Суркова и В.Нуланд в Калининграде, когда примерно то же заявила  и В.Нуланд, что они хотят отдать Польше часть Закарпатья(не дословно).
Совпадение? Не думаю!
rusin, rusyn, русины

В Мукачеве прошла учредительная конференция Карпатского Потребительского Общества

Обращение Координационного совета русинских организаций Закарпатья и Закарпатской областной организации защиты прав трудовых мигрантов к Закарпатскому Областному Совету.

Координационный совет русинских организаций (КСРО) и Закарпатской областной организации защиты прав трудовых мигрантов (ЗООЗПТМ) на своем заседании 5 декабря в г. Мукачево рассмотрели ситуацию, связанную с социально-экономческим положением в Закарпатье. Участники заседания констатировали, что в настоящее время экономика области находится в глубокой стагнации и упадке. Последнее время произошло резкое сокращение рабочих мест, отсутствует перспектива создания новых производств, других объектов социально-экономической, промышленной значимости.

Сложившееся положение ведет к резкому обнищанию большинства населения Закарпатья, отсутствием возможностей на достойную и спокойную жизнь. В этих условиях большинство трудоспособного населения региона вынуждено становится заробитчанами и искать работу за пределами региона, в первую очередь в других странах. Имеющийся анализ показывает, что именно средства, получаемые заробитчанами в результате их трудовой деятельности являются в настоящее время фактически главным фактором, позволяющим сохранять относительную стабильность и спокойствие в Закарпатье, не подталкивать ситуацию к острым социальным конфликтам.

КСМРО и ЗООЗПТМ с учетом общей ситуации, сложившейся в Украине, также едины во мнении, что в ближайший период времени вряд ли можно ожидать улучшения социально-эконмической обстановке в регионе, появления в нем новых и достаточных рабочих мест, способных обеспечить устойчивое развитие области и достойную жизнь её населения. С учетом указанных факторов, они выступают за немедленную разработку и реализацию мер, направленных на поддержку движения заробитчан, а также малого и среднего частного предпринимательства Закарпатья, что может послужить единственным выходом в создавшихся экономических условиях.

В этой связи КСМРО и ЗООЗПТМ выступают в поддержку идеи создания в Закарпатье Карпатского потребительского общества (ППО) как системной организации, способной через поддержку заробитчанам и мелкому частному предпринимательству в рамках их совместной кооперации обеспечить выживаемость большинства населения, содействовать хотя бы минимальному росту благосостояния граждан, сохранению стабильной социальной обстановки в регионе. С учетом изложенного КСМРО и ЗООЗПТМ обращаются к Закарпатскому Облсовету принять следующие решения, которые окажут содействие в достижении обозначенных целей:


  1. Поддержать идею создания Карпатского потребительского общества (КПО) в качестве региональной программы, как структуры кооперативного взаимодействия и обеспечения интересов заробитчан и мелких частных предпринимателей Закарпатья.


  2. Рассматривать средства, получаемые заробитчанами в рамках своей деятельности за рубежом в качестве инвестиций в экономику в Закарпатье.


  3. В этой связи, в частности, одобрить соответствующее положение, позволяющее не облагать налогами средства, добываемые заробитчанами как минимум на период 5 лет.


  4. Разработать и принять соответствующее положение, запрещающее в сложившихся в Закарпатье условиях призывать заробитчан в Вооруженные силы Украины.


  5. Признать КПО в качестве составной части программы трансграничного сотрудничества Украины с Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией.


  6. Совместно с центральными властями Украины предпринять соответствующие меры и усилия с целью разработки и реализации комплексной программы, направленной на создание новых рабочих мест в Закарпатье.